7. Зеньковский В., протопр. Очерк внутренней моей биографии. // Вестник РСХД, – Париж, 1962, №66 – 67. С.13.
8. Зеньковский В., протопр. Педагогика. – М.,1996. 156 с.
9. Зеньковский В., протопр. Практика и теория в педагогической работе. // Вестник РСХД, – Париж, 1959, №52. С.57–58.
10. Зеньковский В., протопр. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике. // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.:Школа – Пресс, 1996. С.173–226.
11. Зеньковский В., протопр. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996. 270 с.
12. Зеньковский В., протопр. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. 344 с.
13. Зеньковский В., протопр. Толстой как педагог. // Вестник РСХД, – Париж, 1960, №56. С.62–64.
Исследования:
14. Азаров Ю. Педагогика И.А.Ильина. // Воспитание школьников. 2000. №10. С.42–44.
15. Вардугин В. О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность.// Воспитание школьников. 1998. №3. С.34–35.
16. Выготский Л.С.Собрание сочинений. В 6 т.Т.4. – М., 1984.
17. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно – психологического воздействия. //
http://www.gossovet.ru/ifran/gm.htm1/.153 с.
18. Гулюкина О.Н. Теоритические проблемы нравственного воспитания в педагогической концепции В.В. Зеньковского. // http:/ /deptno.lipetsk ru/institute/npi/gul.htm // 5 c.
19. Дьяченко О., Лаврентьева Е.Психическое развитие дошкольников. // http:// www.kindereducation.com/psycholog1.htm /. 9 с.
20.Елисеева Т.П. Роль семьи в развитии духовных основ общества. // Православие и школа на рубеже тысячелетий: опыт, проблемы, перспективы. – Мн.: НМЦентр., 2000. С.71–75.
21. Ильин И.О семье. // В Доме Отца Моего. – М., 2001. С.36–66.
22. Коротов В.М. Введение в педагогику. – М., 1999.
23.Кукса В. Чего боятся наши дети? // http: // www .kindereducation.com/psycholog1.htm /. С.5–6.
24. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: Мартис, 1994. 189 с.
25.Концепция православной классической гимназии Свято – Алексиевской пустыни памяти прот. Василия Лесняка и общеобразовательных средних школ обители. // http:obitel.,y.ru/p 7gimnaz. htm1/ 17 с.
26.Латушко И.П. Быть человеком! // Нравственное и патриатическое воспитание в традиции Православия. – Мн.: НМЦентр, 1999. С.52–56.
27.Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.Зеньковскому. // Педагогика. 1998, №7. С.88–92.
28.Лихачев А.Е. Нравственное разложение и Православие. // Педагогика, 1997, №6. С.114–118.
29. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.4,1985.
30. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.2, 1985.
31.Мошкова И.Н. Рекомендации социальным работникам по учету закономерностей возрастного развития детей. //
http://www.rondth.msk.ru/know – hom/children.htm/ 4 с.
32.Магдалина, сестра. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. – М., 1993. 56 с.
33.Радьков В., диакон. Обзор современных методик преподавания Закона Божия. Дипломная работа. – Жировичи, 1999. 91 с.
34. Рогозянский А. В Доме Отца Моего. – М.: 2001. 301 с..
35.Рогозянский А. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей. – СПб.: Статис, 2000. 94 с.
36.Рогозянский А. Философия детства. // http:www.synergif.itn. ru/kerigma/ obyav/sh-p-s.htm/11 с.
37. Рогозянский А. Хочу или надо? – СПб.: Знаки, 2001. С.186.
38.Селиванова А.Р. Условия профессионально – личностного развития и саморазвития педагога. // http://ooipkro.ru/Text/t10 238/htm/.27 с.
39. Степанов Н.Ю. Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930 – е годы. //http://www.vle/ru/public/bishop/istor_ vest/2000/5-6_ 9-10/1_ 22.htm/ 3 с.
40.Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч.I., – Клин.: Фонд "Христианская жизнь", 2000. С.63.
41.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987. 46 с.
42.Фельдшеров Г. Духовно – нравственное воспитание детей подросткового периода. Дипломная работа. – Жировичи, 2002. 96 с.
43.Шацкая Н.Н. Проблемы духовно – нравственного воспитания моло-дежи в вузовском курсе педагогики. // Проблемы воспитания молодежи в современных условиях: особенности и противоречия. – Брест, 2000. С.46–49.
44. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т., Т.4, – М., 1965. 247 с.
45.Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1998. 575 с.
46.Честертон Г.К. Франциск Ассизский. // Вопросы философии. 1989, №1. 87 с.
47.Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф.Лесгафта. // Педагогика, 2000, №4. С.70–76.
Справочная литература:
48.Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е, "Советская Энциклопедия". – М., Т.5, 1971.
49. Большая Советская Энциклопедия. – М.,Т.2, 1926.800 с.
50. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.3, 1926. 800 с.
51. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.13, 1952. 669 с.
52. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.18, 1953. 619 с.
53. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.21, 1931.846 с.
54. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.34,1954.653 с.
55. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.36, 1955.670 с.
56. Словарь иностранных слов. – М.,1954.853 с.
INTЕRNET-сайты:
57.http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek39/1939-I.htm/
58.http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002197/1002197a1.htm/.
59.http://rusphil.albertina.ru/viewer.phtmI?id=24&mode=2
60.http://rusphil.albertina.ru/viewer.phtmI?id=24&mode=4
61.http://bogoslov.ru/programs/education/seminary/second_rate/pedagog.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Список научных терминов
1. аморализм – точка зрения, отрицающая какое бы то ни было моральное учение /49. С.495/.
2. аномная мораль – мораль не признающая закона.
3 артикуляция – работа органов речи, необходимая для производства звука /50. С.483/.
4. дедуктивное мышление – одна из форм умозаключения, харак-теризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, и общего правила, действующего в пределах данного класса предметов, то есть от общего к частному /51. С.551/.
5. депрессия – временное угнетенное состояние /53. С.374/.
6. деструктивные – разрушающие.
7. имперсонализм – обезличивание.
8. индуктивное мышление – одна из форм умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов идут к обобщениям, к общим положениям, то есть от частного к общему /52. С.144/.
9. инфантилизм – (от лат.infantilis – младенческий, детский), отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического состояния или черт характера, свойственных детскому возрасту /56. С.283/.
10. построительные – конструктивные .
11. персонализм – олицетворение.
12. практицизм – предпочтение, отдаваемое практической деятельности при недооценке значения теории /54. С.381/.
13. пубертатный возраст – (от лат. pubertas – половая зрелость), возраст полового созревания /56. С.577/
14. редукция – возвращение, отодвигание назад, уменьшение, упрощение /55. С.244/.
15. рефлекторный акт – акт возникающий в ответ на внешние раздражения и не подчиняющийся воле человека.
16. сентиментализм – (от франц.– sentimentalisme), чрезмерная чувствительность, слезливость, сочувствие к слабым и гонимым /56. С.630/.
17. тактильное – осязательное.
18. утилитарные цели – практически полезные, выгодные цели.
19. эффективная – производительная,действенная.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский
(1881 – 1962)
Родился отец Василий в г. Проскурове (ныне г.Хмельницкий) 4 июля 1881года в семье школьного учителя /58. С.1/. Дед его был священником, а отец церковным старостой, поэтому Зеньковский с детства рос религиозным ребенком. Начальное образование получил в гимназии. К 14-ти годам он был уже развитым мальчиком: кроме русской литературы читал Шекспира, Шиллера, Диккенса /1. С79/. Будучи в 6–ом классе гимназии заинтересовался вопросом: как объяснить возникновение сознания? Еще не зная психологии, но понимая, что на основе материализма трудно раскрыть тайну сознания, он много размышлял на эту тему и написал целый этюд, цель которого состояла в том, чтобы “вывести” сознание из чисто физиологического понимания. В 17 лет ему в руки попала замечательная книга Геффдинга “Очерки психологии”, она-то и пробудила у него вкус к психологии. Он полюбил науку, исследование как таковое; полюбил точный, кропотливый, но доходящий до последних глубин анализ. Позже познакомился с учением Канта, с указанием на то, что наука и религия, находясь в разных планах духовной жизни, никогда не могли противоречить одна другой /1. С.81/.
В 1900 году В.Зеньковский окончил гимназию и поступил в Киевский университет на “естественное” отделение, проучившись там 4 года, перешел на физиологический факультет /58. С.1/. Позже отвечая на вопрос, зачем он окончил естественный факультет, он сказал: “Здесь проявилась и широта моих научных интересов и неумение трезво учитывать условия моей жизни” /1. С.88/. Еще студентом будучи на летних каникулах, он по одному случайному поводу начал писать небольшую работу о Н.В.Гоголе, которая и легла в основу его будущих занятий, а также приблизила к религиозному миру /1. С.82/ (позже в своей “Истории русской философии” он назвал Н.В.Гоголя “пророком православной культуры” /58. С.1/.). На третьем курсе естественного факультета увлекся изучением Христианства, на что у него ушло около двух лет непрерывной и неустанной работы, после чего, переосмыслив свои взгляды, перешел на сторону религиозного мировоззрения.
Писал статьи в харьковскую газету “Юго- Западный Край”. С 1902 года его статьи по психологии и философии печатались в “Педагогической мысли”, а в 1905 году в киевской газете “Народ” /1. С.84/. К этому времени переработал в большую книгу написанную ранее небольшую работу о Н.В. Гоголе.
В 1905 году принимал деятельное участие в открытии Религиозного Философского Общества имени Владимира Соловьева в Киеве, где потом часто делал доклады.
В 1909 г. окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал лекции по философии и психологии на Высших женских курсах. Вскоре после окончания университета стал директором Киевского института дошкольного воспитания. С 1910 г. был председателем Киевского общества по изучению религии и философии. В 1913–1914 г.г. находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 г. защитил докторскую диссертацию по теме: “Проблема психической причинности”. В 1916 г. В.Зеньковский стал профессором Киевского университета /58. С.1/.