Смекни!
smekni.com

Доминанта Ухтомского А.А (стр. 2 из 4)

Доминанта и интегральный образ

Внешним выражением доминанты является определенная работа или рабочая поза организма, подкрепляемая в данный момент разнообразными раздражениями и исключающая для данного момента другие работы и позы. За такою работой или позой преходится предпологать возбуждение не единого местного очага, а целой группы центров, быть может, широко разбросанных в нервной системе. За половой доминантой скрывается возбуждение центров и в коре, и в подкорковых аппаратах зрения, слуха, обоняния, осязания, и в продолговатом мозгу, и в сосудистой системе. Поэтому надо пологать, что за каждой естественной доминантой кроется возбуждение целого созвездия (констеляции ) центров.

В целостной доминанте надо различать, прежде всего кортикальные и соматические компаненты. Восстановление однажды пережитых доминант происходит преимущественно по кортикальным компанентам. Большее или меньшее востановление всей прежней констелляции, отвечающей прежней доминанте, приводит к тому, что прежняя доминанта переживается или в виде сокращенного символа ( психологическое " воспоминание" ) с едва приметными возбуждениями в мышцах, или в виде распостраненного возбуждения со всеми прежними сосудистыми и секреторными явлениями. Перемещение центра тяжести доминанты к ее кортикальным компанентам и способность доминанты восстановляться по кортикальным компанентам сказываются особенно ясно на инстинктивных актах. Возбудимость полового аппарата у жеребца прекращается навсегда после кастрации, если до кастрации жеребец не испытал coitus. Половая доминанта в таком случае просто вычеркнута из жизни такого животного. Но если до кастрации coitus был испытан и кора успела связать с ним зрительно-обонятельные и соматические впечатления, половое возбуждение и попытки ухаживания будут возобновляться у мерина при приблежении к кобылам. Эндокринные возбудители доминанты исчезли, но она все-таки может восстановить свои соматические компоненты чисто нервным путем, рефлекторно, по кортикальным компанентам.

Психологический анализ направлен на ту же задачу, что и физиологический : на овладение человеческим опытом, на овладение самим собой и поведением тех, с кем приходится жить. Старинное искание психологов шло в сторону изучения " ощущений " как последних элементов , из которых слогается опыт. Но реальный и живой опыт всегда связан с интегральными образами, такими сложными образами как любимое человеческое лицо, смерть друга, война, те истины которым мы преданы. Просто ощущение есть, в сущности, абстракция, более или менее полезная аналитическая фикция. Всякий интегральный образ является достаточным продуктом пережитой нами доминанты. В него отлилась совокупность впечатлений преуроченных к определенной доминанте. По этим остаточным продуктам прежняя доминанта может быть востановлена до большей или меньшей полноты. Когда прежняя доминанта восстанавливается по своим кортикальным компанентам , она может быть пережита экономически как мимолетное " воспоминание" . И тогда она без изменений , как постоянный и однозначный интегральный образ, скроется опять в складках памяти. Но она может быть востановленна и пережита вновь с почти прежнею полнотою, с оживлением работы во всей соматической констеляции.

Когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса. Вы знаете, что, кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового и вы откладываете его в складки памяти без всяких перемен. А ваши переживания когда после долгой разлуки вы встречаете старого друга. Все пержние волнения переживаются вновь жадно избераются новые впечатления ,и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, - от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненым " субьективными " оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта или для того чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определенное русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и в окружающих.

О состоянии возбуждения в доминанте.

Попытаемся охарактеризовать состояние возбуждения в доминанте.

Основные черты доминанты :

1. Повышенная возбудимость. Для того чтобы дальний, до сих пор индифферентный импульс, доносящийся в порядке иррадиации до центра будущей доминанты, получил возможность стать ее раздражителем, необходимо, чтобы он включился в пределы возбудимости начинающей формироваться доминанты, т.е. чтобы порог ее возбудимости стал по крайней мере равен величене доносящегося индифферентного импульса или ниже его.

2. Стойкость возбуждения. Чтобы однажды начавшееся под влиянием доносящегося импульса возбуждение в формирующейся доминанте могло, в свою очередь, влиять на течение реакции, возбуждение это должно быть не мимолетным во времяни.

3. Способность к суммированию возбуждения. Величина влияния доминанты на текущую реакцию зависит от величины копящегося возбуждения в ней. Величина же возбуждения зависит от способности центра суммировать в себе возбуждение от последовательных раздражений. Для каждого прибора есть слишком частые или слишком сильные раздражения, при которых он не только не способен к положительному суммированию, но будет переходить уже к угнетению. Другими словами, существуют условия, когда добавочный стимул, достигший до центра в момент, когда он возбужден и без того в значительной степени, может не только не усилить его возбуждение, но гасить в нем имеющееся возбуждение. Притом чем выше возбудимость прибора, тем более слабые физические факторы могут действоватьна него как сильные раздражители. На высоко возбудимый и очень возбужденный прибор вновь приходящий импульс может легко действовать не стимулирующе, а угнетающе. Значит, отнють не " сила возбуждения " в центре, а именно " способность к дальнейшему увеличению " возбуждения под влиянием приходящего импульса может сделать центр доминантою.

4. Инерция, т.е. способность удерживать и продолжать в себе раз начавшееся возбуждение и тогда, когда первоночальный стимул к возбуждению миновал. Это может происходить, прежде всего, тогда, когда доминантное возбуждение протекает по типу " цепных рефлексов ", т.е. таких, которые, однажды начавшись, влекут за собою цепь других последовательных возбуждений. Значение индифферентного импульса второстепенное - играет роль первого толчка к разряду доминанты, а в дальнейшем лишь подбадривает ее течение и ускоряет ее разрешение. Но инерция может сказаться и в том, что индифферентный раздражитель, ставший стимулирующим для доминанты, оставляет в ней длительный след от своего влияния, сказывающейся в экзальтированной впечатлительности к другим случайным раздражениям. Если первичный стимул вызывает возбуждение, сопровождающееся появлением веществ, которые в порядке гуморальном поддерживают, в свою очередь, возбуждение, процесс будет обладать инерцией. Вероятно, чем больше нервных элементов учавствует в констеляции доминанты, тем дольше она не может успокоиться, однажды придя в состояние возбуждения, тем больше будет ее инерция, тем длительнее ее влияние на течение реакций в организме.

Если по тем или иным причинам тело животного и не получило еще нормального положения, то в нем все-таки имеется " готовность " к этому положению, так что индифферентные раздражители или даже раздражители, обычно вызывающие обратную реакцию, все равно, будут ли они слабы или сильны, вызовут стоящую на очереди реакцию положения. Эта " готовность " к определенной реакции, или " тенденция " к реакции, разрешающаяся по поводу индифферентных раздражений, и есть выражение доминанты, перенесенной в данный момент на определенные центры. В этих центрах вначале возбуждение так слабо, что соответствующее внешнее выражение этого возбуждения в мускулатуре может и не получиться вплоть до того момента, как индифферентные импульсы не начнут суммировать возбуждение в " подготовленном " приборе и не выявят его доминантное значение в текущей реакции.

Станет ли центр доминантою, решается тем, будет ли он способен суммировать свои возбуждения под влияние доходящих до него импульсов, или импульсы застанут его неспособным к суммированию. Диффузные волны, распространяющиеся из места раздражения, - скажем, из поля потирательного рефлекса, - будут возбуждать те центры, которые найдут в данный момент достаточно возбудимыми; но создадут доминанту лишь в том из них, который сейчас способен суммировать свое возбуждение. Таким образом, и ничтожная боковая дорожка из пороха способна произвести громадный эффект, если она приводит к обширному запасу взрывчатого вещества, и широкая прямая дорога из того же пороха не дает нужного действия, если станция ее назначения сейчас подмочена.

Как же может слагаться доминанта ? Прежде всего, как может создаваться накапливание возбуждения в центре дальними посторонними для него волнами ?

Н.Е. Введенский в свое время высказал мысль о диффузной волне возбуждения, способной широко разливаться по нервной сети от всякого текущего раздражения. " Возбуждение, возникшее в ЦНС, способно в крайне широкой степени разливаться в ней по самым отдаленным ее частям ". " Надо признать, что одна единственная волна возбуждения, приходящая в ЦНС, может обнаружить свое действие на очень отдаленных ее центрах, если эти последние были предварительно подготовлены к этому теми или другими влияниями ". Для того чтобы центр вообще отозвался возбуждением на такую дальнюю диффузную волну, он должен, конечно, быть достаточно возбудимым : волна как раздражитель должна быть выше порога ее возбудимости. Но одной степени возбудимости, без сомнения, недостаточно. Будучи высоко возбудимым, физиологический прибор может быть в состоянии " раздражительной слабости ", и возбуждения не будет в нем достаточно устойчиво и интенсивно, чтобы, со всей стороны, он стал развивать функциональное влияние на другие приборы. Для того, чтобы центр приобрел доминирующее влияние на течение прочих реакций, он должен обладать способностью копить или суммировать в себе возбуждение.