И возникшая близость со Штольцами, особенно с Ольгой, выглядит естественной и трогательной: их связывала «одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного». Обе женщины, столь противопоставленные при жизни героя, после его ухода выглядят во многом равными. И маленький Андрюша, носящий имя Штольца и фамилию Ильи, обожаемый обеими женщинами, «снимает» контраст двух привязанностей Ильи Ильича.
Ход урока
Мотивация
Слово учителя:
Илью Ильича Обломова с первой главы мы видим на диване. Даже появление Штольца, близкого друга детства, ненадолго встряхнуло его. Однако и его, лентяя, имя которого стало нарицательным, способна поднять с дивана любовь.
Первичное восприятие текста
Выборочный пересказ: дайте биографическую справку Ольги и Агафьи Матвеевны; каково ваше отношение к каждой женщине? какая из них вам показалась более интересной как личность?
Целеполагание
«Любовь – претрудная школа жизни!» - говорит нам автор устами главного героя. Прошел ли Илья Ильич эту школу? Изменила ли она его? Смог ли Обломов изменить свой образ жизни, самое себя, благодаря силе любви? Об этом мы и поговорим с вами на уроке.
Анализирующее наблюдение
Слово учителя:
Выразительное чтение: Во второй части романа, в пятой главе, мы видим нетипичное описание деятельности Обломова:
«Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами.
Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает… Отчего же это?»
Автор задает вопрос: «Отчего же это?». И далее по тексту мы видим ответ:
«Вдруг по дорожке захрустел песок под лёгкими шагами; Обломов бросил перо, схватил букет и подбежал к окну.
– Это вы, Ольга Сергеевна? Сейчас, сейчас! – сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку, подал руку какой-то прекрасной женщине и исчез с ней в лесу, в тени огромных елей…».
Слово учителя:
- Штольц познакомил Илью Ильича с Ольгой Ильинской. Именно это знакомство изменило Илью Ильича, дало ему толчок, пробудило его ото сна.
- Вы читали в пятой главе описание Ольги Ильинской. Как вы ее себе представляете? Если бы вы были художником, то что бы вы постарались передать в ее портрете?
Компьютерное сопровождение работы с иллюстрациями Ольги – образная конкретизация (слайды №№2,3)
Давайте посмотрим, какой ее представляли авторы иллюстраций к роману. Роман «Обломов» издавался и переиздавался несколько раз, практически каждое издание было проиллюстрировано – мне бы хотелось, что бы вы своим глазами увидели разные портреты Ольги. Обратите ваше внимание на экран.
Беседа:
Какой из обликов героини более соответствует вашему представлению и почему? Что в характере Ольги, с вашей точки зрения, подчеркивает каждый художник?
Беседа:
- Вспомните момент знакомства Ольги и Ильи Ильича. Какое она произвела на него впечатление?
- Сильное впечатление оказало на Илью Ильича исполнение Ольгой арии Castadiva. Предлагаю вашему вниманию цитату из романа (слайд№4).
- Как вы думаете, почему Ольга и Обломов полюбили друг друга?
- Критики романа также задавались этим вопросом. Обратите внимание на экран (слайд №№5,6). Выскажите ваши соображения по поводу мнений критиков.
Слово учителя:
- Ольга Ильинская стала для Ильи Ильича «божеством». Недаром автором была избрана именно эта композиция для исполнения Ольгой. Ведь «Castadiva» с итальянского языка переводится как «Целомудренная Богиня». Это ария на итальянском языке, из оперы Винченцо Беллини «Норма», одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения арий. Обломов видит в Ольге «путеводную звезду», она всегда освещена для него.
Компьютерное сопровождение: Предлагаю вашему вниманию слайд-фильм, в котором вы также сможете услышать эту арию, на фоне которой перед вашими глазами будут проходить образы-символы, раскрывающие восприятие Ольги Обломовым.
(слайд-фильм).
- Все ли образы-символы убедительны для вас? Какие еще образы-символы вы можете предложить, зная о мечтательности и поэтичности Обломова?
Слово учителя:
- Сейчас я хочу предложить вам поработать в группах. Обратите ваше внимание на экран – там даны вопросы. Ваша задача – найти ответ на поставленный вопрос, анализируя ключевые эпизоды, выявляя детали текста и определяя их значение.
Вопросы на знание текста и на его анализ (слайд №№7,8,9).
1. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?
2. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Обратите внимание на роль пейзажа, на «говорящие» детали, символизирующие любовь.
3. 10 глава: письмо Обломова - это стремление Обломова уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен в собственной жизни?
Ответы нужно тезисно записывать – для составления опорной схемы в конце урока (она будет представлена в презентации).
Слово учителя:
- Обстоятельства вынуждают Илью Ильича покинуть свою квартиру и переехать на Выборгскую сторону. Там он снимает дом, по наущению Тарантьева. Именно там он и знакомится с Агафьей Матвеевной Пшеницыной – она хозяйка дома.
- Мне бы хотелось познакомить вас с Агафьей Матвеевной, так же, как и с Ольгой Ильинской. Обратите ваше внимание на слайды.
Компьютерное сопровождение работы с иллюстрациями Агафьи Матвеевны – образная конкретизация (слайды №№10,11)
Беседа:
Какой из обликов героини более соответствует вашему представлению и почему? Что в характере Агафьи Матвеевны, с вашей точки зрения, подчеркивает каждый художник?
Слово учителя:
- Итак, сейчас мы с вами снова поработаем в группах. Снова перед вами вопросы – их также три, и я прошу вас разделиться на группы.
(слайд №№12,13,14)
1. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.
2. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что-то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?
3. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Какова роль зимнего пейзажа? Какие сравнительные обороты использует автор? С какой целью?
Концептуальное осмысление
Слово учителя
- Давайте оформим наши ответы в виде опорной схемы (слайд №15).
- Как вы думаете, что символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения).
- Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Обоснуйте свой ответ?
Заключительное слово учителя:
- Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакойактивности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что-то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?
После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».
Домашнее задание: подумать над определением «обломовщина», предложить свои версии, разделить класс на четыре группы, каждой группе предложить прочитать критическую статью о романе «Обломов» (первая группа – Н.А. Добролюбов «Что такое «Обломовщина?», вторая группа – Д.И. Писарев «Обломов». Роман И.А. Гончарова», третья группа – А.В. Дружинин «Обломов». Роман А.И. Гончарова», четвертая группа – Ю.Айхенвальд «Силуэты русских писателей» и Ю. Лощиц «Феномен Гончарова»).