5. Перцептивные умения. В эту группу входят умения, связанные с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.). В отличие от психологического взгляда на эти процессы, здесь акцент делается на умении педагога воспринимать мир так, как воспринимают его дети, и с учетом особенностей детского отражения действительности выстраивать свое взаимодействие с ними. Наблюдая за учениками, преподаватель способен выявить эти особенности, и для такой исследовательской работы ему не требуются специальные научные знания. Разве не знаем мы, что первые минуты урока уходят на то, что и дети, и учитель изучают друг друга; что через некоторое время после начала урока наблюдается спад активности и внимания; что в самом конце урока требуются дополнительные усилия, чтобы сохранить деловую атмосферу. Э.О.Иоч дал образные названия этим моментам: "первая минутка", "мертвые точки", "подтягивание окончания". "Первую минутку" он советует отдавать на "разграбление" детям, удовлетворяя их интерес, "мертвые точки" использовать для эмоциональной разгрузки, а "подтягивание окончания" производить таким путем: объявить, сколько времени осталось до конца занятия, и определить те вопросы, которые будут рассмотрены в этот период.
Информативное демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях — "наглядный" и "демонстрационный" материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный же материал, кроме чувственного восприятия и непосредственного созерцания, должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность для наблюдателя.
Принцип наглядности как основной принцип дидактики ввел Я.А.Коменский. Чувственный опыт ребенка он рассматривал как основу обучения и предлагал начинать этот процесс не со словесного объяснения, а с непосредственного наблюдения за изучаемыми объектами. Он выдвинул положение, известное под названием "золотого правила дидактики", которое гласит: "Все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".
Большую роль наглядности в учебном процессе отводил К.Д.Ушинский, отмечавший, что обучение должно "строиться не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естествен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности".
В специальных исследованиях, посвященных проблеме наглядности, ученые называют два вида чувственного познания: непосредственное, которое ограничивается лишь возможностями наших органов чувств, и опосредованное, когда между субъектом и объектом находятся некие посредники (другие объекты или приборы). Качество познания улучшается при условии использования максимального количества органов чувств, однако для того, чтобы воспринимаемый таким образом объект стал наглядным, необходимо, чтобы он отвечал нескольким условиям:
1) этот объект должен быть простым;
2) он должен быть привычным и знакомым;
3) он должен состоять из понятных субъекту элементов.
В этих же исследованиях отмечается, что необходимость привлечения наглядных материалов подтверждается данными физиологии. Так, например, слуховой анализатор способен воспринять от 20 до 50 тысяч единиц информации в секунду, в то время как зрительный анализатор воспринимает до 3 миллионов. Установлено также, что человек от 80 до 95% информации хранит в зрительных образах, а в слуховых не более 20%. Эти количественные характеристики дополняются и качественными: наглядный материал более реалистичен, предметен, натурален, однозначен.
Обобщая выявленные закономерности в этой области, попробуем выделить некую совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.
1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост (не загроможден деталями) и понятен. Например, рассказывая на уроке биологии о строении кровеносной системы млекопитающего, педагог использует упрощенную схему, на которой лишь очерчен силуэт живого организма и ярким цветом выделены сердце и основные кровеносные сосуды. Такой рисунок позволяет сконцентрировать внимание учеников на изучаемом вопросе.
2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый наглядный (или демонстрационный) материал оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. Даже обучение детей элементарному счету можно производить с использованием разноцветных деревянных или пластмассовых палочек, которыми ребенок, вдобавок к зрительному восприятию, манипулирует и которые осязает.
3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета разговора, способствует адекватному восприятию и пониманию.
4. Доска, экран, таблица должны иметь горизонтальное расположение с соотношением сторон 3:4, а скругленные углы повышают информационную емкость формы. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в верхней половине формы, в ее правом углу.
5. Отдельные элементы, заключенные в какую-либо форму, приобретают упорядоченность, поэтому, производя записи на доске, педагогу следует очерчивать выводы прямоугольником, овалом, окружностью.
6. Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица педагога, чтобы производимая запись легко прочитывалась даже с последней парты. Увеличение размера букв повышает убедительность. Витиеватые буквы требуют больших усилий детей при прочтении, но по этой же причине оставляют более глубокий след в памяти ребенка.
7. Использование цветового разнообразия облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее, чем форма, размер, число.
Список литературы:
1. Иоч Э.О. Основы педагогического мастерства преподавателей высшей школы. Ч., – 1979г.
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.
3. Мандельштам М.И. Полное собрание трудов.
4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., – 2001г.