Важным этапом в росписи по дереву является подбор кистей. Для успешной работы потребуются беличьи или колонковые кисти № 1-8. Их опускают в воду и затем энергично встряхивают, после сего форма рабочей кисти должна напоминать пламя свечи. Не годятся кисти с двумя вершинами или ломаным однобоким ворсом. По окончании работы кисти аккуратно промывают водой и протирают по ходу ворса куском мягкой ткани.
В магазинах имеется много различных красок, используемых в росписи по дереву. Но, учитывая их дороговизну, наиболее приемлемой является гуашь. Она представляет собой густую массу из пигмента с клеем и разводится теплой водой. Нельзя наносить гуашь толстым слоем, так как после высыхания она частично растрескивается и отскакивает. Для удобства смешивания красок используют палитру из кафельной плитки или куска толстого стекла с закругленными кромками, чтобы исключить порезы рук.
Готовое изделие широкой кистью из синтетики или куском плотного поролона покрывают несколькими слоями лака. При этом лучше использовать лак ПФ-283, нанося его послойно после каждого высыхания.
При изготовлении разделочной доски расписывают только тыльную ее сторону, а рабочую поверхность там, где она соприкасается с пищей, надо несколько раз пропитать теплым подсолнечным маслом, для создания на ней предохранительной пленки.
Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.
Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.
На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, обогащению межпредметных связей, приобщению к миру прекрасного.
На протяжении 5 лет я являюсь руководителем кружка «От мира природы - к миру вещей». Убеждена, что именно через работу с природным материалом дети глубже понимают величественные картины природы, и пение птиц, и шум прибоя, и журчание горного ручейка. А через это понимание глубже и искренне начинают любить свой край, свою Родину.
Среди многочисленных интересов детей значительное место занимает работа с природным материалом: «Искусство аранжировки цветов», «Искусство составления экибанов и природного комплекса». Используя интерес к этому виду занятий, обогатив их содержание, можно и важно сформировать у детей потребность совершенствования и пополнения имеющихся знаний и умений, побудить учащихся к поиску, к развитию творческих способностей.
Для воспитания интересов учащихся во внеурочное время огромное значение имеет содержание труда, его объем, посильность выполнения, общественно полезная направленность, познавательное творческое богатство.
На таких занятиях важен не только объект, который изготавливают учащиеся, но и то, что они узнают в процессе его изготовления, то, чему они учатся, какие качества у них формируются, какие чувства, ощущения они испытывают.
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту, нельзя ограничиваться общим ее восприятием. Важно научиться замечать прекрасное в деталях. В природном материале заложены удивительные возможности. Раскрывая их, можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты и многого другого создают свои уникальные, неповторимые картины флористы.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить школьный интерьер, внести в дом дыхание и красоту природы.
Пришла благодатная пора заготовки природных материалов. В лесу на каждом шагу «сокровища», но не всякий может эти богатства приметить, разглядеть. Я учу школьников уметь вглядываться, замечать и подмечать.
В композициях из природного материала часто используются плоды, ветки, кора и корни деревьев, древесные грибы. Собирая их, учащиеся знакомятся с видами, свойствами, происхождением этих материалов.
Сухие ветки деревьев бывают разного цвета, толщины, фактуры, имеют изогнутую или изломанную форму, что делает их незаменимым материалом в любых поделках. Именно они порой создают выразительность и характерность образа.
Теперь хочу рассказать о создании самой композиции. Сначала дам несколько советов. Для успешной работы нужно научить учащихся использовать найденные материалы и выбирать способ их обработки с учетом их свойств и назначения изделия, соблюдать правила выполнения технологических операций по их обработке, контролировать свои трудовые действия, находить и исправлять ошибки. Чтобы создать изделие по законам красоты, используют только природные материалы, которые не подвергались промышленной обработке. Надо стремиться максимально выявить его естественную красоту. Задумав ту или иную композицию, надо определить, из каких материалов она будет выполняться. Затем их необходимо собрать, определить способы обработки. Следующий этап - выполнение эскиза композиции на бумаге. Только затем приступают к работе с заготовленным материалом. При этом не следует торопиться с вырезанием лишнего. Внимательно рассматривая заготовки, можно увидеть не замеченные прежде возможности. Ведь важно возможно полнее сохранить и использовать то, что создано самой природой.
Искусство составления букета. Виды аранжировки.
Среди многочисленных приемов декоративного оформления интерьеров современных зданий одно из ведущих мест занимает использование растений и другого природного материала. От одного-двух кашпо с комнатными растениями до зимнего сада. От единичного панно из засушенных цветов до сложных композиций из сухих веток, трав и зеленых цветущих растений - таков диапазон современного убранства помещений. Сочетание природных материалов, размер и объем композиции определяются назначением интерьера. Для составления композиции можно использовать растения с крупными и мелкими листьями, коряги, отдельные ветки, лианы, бамбук.
В любом виде аранжировки растения располагаются не хаотично, а в определенном порядке. К линейной системе расположения растений, цветов относится ряд. Если равные отдельные части размещаются через одинаковые интервалы, возникает простой ряд. Этот принцип наиболее выражен в плетении гирлянды. Ритмический ряд получается в том случае, если расстояние между отдельными элементами изменяется по определенному принципу, например постепенно увеличивается или уменьшается. По сравнению с простым ритмический ряд наиболее интересен, динамичен. Такой прием можно использовать для украшения букетом праздничного стола, педкабинета и т.д.
Расположение растений в аранжировке бывает симметричным и асимметричным. Симметрическое расположение означает равновесие, зеркальное отображение двух частей по об& стороны от центральной оси. Цветочные композиции, построенные по принципу симметрии (округлой или треугольной формы), производят впечатление строгости, уравновешенности. Асимметричное расположение растений исходит в основном из естественного характера их роста. В аранжировке чаще всего используется именно этот принцип. Асимметричные композиции свободнее, естественнее, дают больше простора для творчества, для развития фантазии.
В подборе цветочных композиций есть еще один прием - группировка как связь отдельных форм, элементов в единое целое. Различают замкнутые и свободные группы. Группировать в букете, в корзине можно растения не только нескольких, но и одного-двух сочетающихся видов. В последнее время при озеленении интерьера придерживаются асимметричного расположения, применяя композиции из отдельных растений.
Композиция из сухих растений.
Любой интерьер украсит настенная композиция из сухих растений, цветов, трав. Засушенные растения уже давно полюбились аранжировщикам: они долговечны, не требуют ухода, годятся для любых композиций, а по виду не уступают искусственным цветам - бумажным и восковым. Естественные растения даже в сухом состоянии сохраняют свою первозданную красоту. Если они умело приготовлены.
Удачно смотрится композиция из стойких злаков, вток с плодами, кусочков лишайника. Основой в таком букете может служить кусок коры. К нижнему куску коры прикрепляют проволокой немного мха, в котором закрепляют стебли злаков. Трав и других растений. Эта композиция легко изменяется по вашему вкусу.