Контрольная работа
Проблемы женского образования.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1.История женского образования в России……………………………..4
2. Проблемы женского образования в XXI веке……………….……10
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………17
Введение.
Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений.
Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие
возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.
Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.
Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её
характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование
женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.
1.История женского образования в России.
Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году
Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам» [1,29].
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях [4,23].
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского
нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских
рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало
почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем
образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и
частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена решениями
Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу
европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское
образование. Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы. По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, "Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политического равноправия женщин, а также женских организаций" [8,13]. Так, основателем "Воспитательного общества благородных девиц" был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием "Смольного института". Императрица Мария Федоровна была инициатором открытия Мариинского института для лиц недворянского сословия.
В конце XVIII - начале XIX века начали открываться училища (Ордена св.
Екатерины в Петербурге (1798 г.), Святой Екатерины в Москве (1803),
Царскосельское духовное училище (1843). Начало XIX века характеризуется
появлением благотворительных учебных заведений (Дом Трудолюбия для 50
воспитанниц бедных сословий в Петербурге (1806 г.) [3,35].
Историю женского образования в России принято отсчитывать от екатерининского указа о создании Смольного института, ставшего первым из нескольких десятков имперских заведений, навсегда изменивших облик российской женщины. В указе очень четко описывалась цель нововведения: не только дать шанс на достойное замужество девицам из обедневших благородных семей, но и «преодолеть сопротивление веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» [4,39].
Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали кое-какое домашнее образование, но, по существу, оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские "репетиторы", приезжавшие на заработки в Россию.
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил, по определению П.Н. Милюкова, «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» [7,134].
У Екатерины была мысль "сделать из Смольного очаг светской культуры".
Обучение в нем должно было обеспечить девушкам достаточно глубокие знания. Прогрессивным явилось то, что в Смольном институте имелись дворянское и мещанское отделения. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству.
Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света". Это были смолянки, которые "привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы" [7,137] .
В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть
начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.
Огромная роль в распространении женского образования в России принадлежит
императрице Марии Фёдоровне.Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу.
Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила
Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св.
Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания
девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: "надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода" [2,256].
К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные
заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было
предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся [6,93].