· обучению написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней.
Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Дальше учащиеся тщательно отбирают нужный материал, ищут наиболее целесообразное размещение фактов, примеров, которые войдут в корреспонденцию, формулируют основные положения, развивающие тему, учатся подкреплять, аргументировать их.
Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задуматься над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма.
К сожалению, должны отметить, что, хотя сочинение и дает возможность выражать свои мысли ясно, красочно, правдиво, в нем больше, чем в каком-либо другом виде работы, раскрывается характер и наклонности ребенка, четко выступают его индивидуальные черты, но подготовка и проведение урока-сочинения занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ по развитию речи, поэтому такой вид работы как сочинение встречается в начальных классах реже, виды сочинений однотипны- в основном по картине.
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов.
Рассмотрим подробнее особенности работы над сочинениями, которые чаще всего пишутся в начальных классах.Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении и через картину школьник приобщается к вершинам культуры.
Сочинения по картинам имеют свою типологию:
а)описание картины;
б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина даёт толчок для их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни;
в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);
г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте;
д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображённого на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).
Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:
• во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;
• во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
• в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.
Работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.
Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание.
Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).
1.6.2 Сочинения-описания
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. Большое место отводится работам по описанию природы, основанным на собственных наблюдениях детей. Такие сочинения должны проводиться регулярно. Кроме образовательных целей, которые достигаются при этом, они еще ценны тем, что учат детей пользоваться собственными наблюдениями и обобщать их.
Описания бывают «деловые» и «образные». В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению (« Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.)
2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать скворечник», « Как посадить дерево».
3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой. Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа« Наш город», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.
План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Он составляется коллективно или его предлагает учитель. Вначале дается общая характеристика предмета, явления, далее уточнение общих впечатлений, конкретизация наблюдений и в заключение-вывод или передача чувств, которые вызывают описываемые явления. Последовательность описания предусматривается и предварительной беседой (рассматривание предметов, беседа ведется в той последовательности, в которой позднее составляется описание).[10]
Примерный порядок работы:
1.Подготовка к сочинению:
1.1. Сбор материалов и систематическое уточнение представлений и знаний учащихся на уроках и внеурочное время. (Ежедневные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе и т.п.)
1.2.Систематизация полученных сведений. (Обобщающая беседа по итогам наблюдений)
1.3.Определение темы сочинения. Отбор словаря по теме.
1.4.Определение структуры сочинения, составление схематичного плана (или работа над созданием структуры сочинения по готовому плану).
1.5.Работа над речевым оформлением текста в процессе составления фрагментов сочинения по плану.
2. Устное (или письменное) составление текста.
3. Совершенствование написанного в процессе коллективной работы над ошибками.[11]
Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения. Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место.
1.6.3 Сочинения на основе прочитанного
Использование творчества писателей помогает развивать у учащихся наблюдательность, активизирует их попытки выразить свои впечатления в художественной форме. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливей уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.
В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.