Придавая большое значение развитию социальных чувств, А. В. Луначарский показал, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием ее симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъемом, отражением сильных и гармоничных чувств.
Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем возрасте, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость, В подростковом возрасте складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются устойчивые контакты со сверстниками, возрастает потребность в самопознании, в утверждении собственной личности.
Подросток ориентируется на пример окружающих людей, устремлен к поиску идеала, к выбору средств самоутверждения.
В этом возрасте чрезвычайно важно помочь подростку найти правильные нравственные ориентиры, сообщить моральные знания основных нравственных категорий, совместно определить пути самовоспитания.
Расхождение между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и реальным, посильным и непосильным — характерное противоречие этого возраста, которое необходимо учитывать в процессе нравственного воспитания (см. исследования О. С. Богдановой и др.)
В раннем юношеском возрасте активно формирующиеся мировоззренческие взгляды позволяют юноше понять смысл моральных категорий, оценить нравственные нормы, понять их необходимость.
Характерным для юноши является развитое самосознание, потребность в самоопределении. Этим объясняется интерес к личности человека, аналитический подход к поступкам людей, их мотивационной сфере, стремление разобраться в смысле жизни, постижении ее ценностей, определить свое место в обществе. В юности интенсивно идет поиск идеала, авторитета, вырабатываются собственные принципы поведения и оценки.
На определенном этапе развития самосознания возникает потребность юноши в самоутверждении. Эта потребность проявляется весьма противоречиво в зависимости от особенностей протекания процесса социализации личности, предшествующего жизненного опыта, особенностей психического и физического развития.
Стремление к самоутверждению сопровождается развитием активности, самостоятельности, нередко проявляющимися в юношеском максимализме. Интеллектуальное развитие современных школьников в некоторых случаях опережает развитие высших моральных чувств и опыта нравственного поведения прежде всего во взаимоотношениях и взаимодействии с окружающими людьми. Необходимо систематическое вооружение старшеклассников научными основами теории морали как на уроках, так и в процессе специальной разъяснительной работы, включение их в постоянно усложняющиеся виды деятельности и отношения, предполагающие активность и самостоятельность решений с высокой степенью социальной ответственности.
Юноши и подростки особенно нуждаются в дружбе, во взаимопонимании с окружающими их людьми. В юношеском и подростковом возрасте поступки могут быть не адекватны намерениям, обусловлены случайными обстоятельствами. Оценки, высказываемые юношей, могут не соответствовать его убеждениям и даваться в целях получения желаемой аргументации в подтверждение этих убеждений.
Упрощенное представление о нравственном развитии личности ребенка, подростка, юноши приводит воспитателей к грубым ошибкам, когда действиям воспитуемых приписываются не те мотивы и соответственно избираются методы перевоспитания, тогда как требуется внимательное изучение противоречий развития личности и создание здоровой социальной микросреды, где каждый становится необходим другому в коллективном содружестве.
Преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием.
Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатель знает школьника, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.
Для педагогически запущенных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутриколлек-тивной жизни. Все это осложняет отношение школьника с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.
Нравственные недостатки в поведении педагогически запущенных школьников коренятся в организации их жизнедеятельности, в способах удовлетворения их потребностей, в ограниченности материальных и духовных интересов, в бедности эмоциональных переживаний.
Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков состоят в том, чтобы устранить устойчивые отрицательные влияния, включить подростка в коллективные объединения, обогащающие его духовные интересы и потребности, помочь подростку в овладении способами общения, основанными на нравственных принципах гуманизма и коллективизма, активизировать позицию подростка, способствующую перестройке его мотивов и ценностных ориентации на социально значимые виды деятельности и помочь в достижении успеха в этой деятельности. Школа должна готовить подростка к семейной жизни. Одним из средств такой подготовки является хорошо организованное воспитание.
3. Половое воспитание как элемент нравственного воспитания.
Его правильное осуществление имеет большое значение в гармоничном развитии личности, ее нравственном здоровье.
Буржуазные идеологи пытаются всеми средствами ориентировать молодежь на «самовыражение», отрицание норм в области половой морали. Отрицая такие традиционные нравственные понятия, как целомудрие, долг, любовь, идеологи капиталистического мира выдвигают взамен их антиобщественный лозунг «свободной любви», оправдывают неравенство и эксплуатацию женщин.
Цель полового воспитания — сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах жизни и деятельности. Эффективность полового воспитания достигается путем решения ряда конкретных педагогических задач:
воспитать чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми разного пола за каждый поступок, воспитать убеждение в том, что и в сфере интимных отношений человек не может быть независимым от общества;воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям социалистического общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, сознательное и ответственное отношение к их воспитанию как к своему долгу перед обществом, перед своими родителями и перед самими детьми;
воспитать способность понимания других людей и чувство уважения к ним не только как к людям вообще, но как к представителям мужского или женского пола, способность учитывать половые особенности в процессе совместной деятельности; выработать понятие хорошего и плохого в сфере этих отношений;выработать правильное понимание взрослости — ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств; выработать критическое отношение к неверным установкам молодых людей в отношении к другому полу — негативизму, потребительству и т. д.
Половое воспитание школьников осуществляется по нескольким основным направлениям: в процессе организации общения мальчиков и девочек с детских лет в содержательном труде и отдыхе;
через этическое просвещение в вопросах товарищества, дружбы, любви, в старшем возрасте — в вопросах половой морали;
через опосредованное влияние семьи и ознакомление старшеклассников с основами подготовки к семейной жизни.
Коллегия Министерства просвещения СССР в июне 1981 г. приняла решение о введении экспериментальных курсов для учащихся общеобразовательных школ по гигиеническому и половому воспитанию в восьмых классах.
Для курса «Этика и психология семейной жизни» в IX—X классах выделяется 34 ч за счет факультативных занятий. Задачи данного курса не только в том, чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, привить гигиенические навыки, но и воспитать молодых людей в духе социалистической морали и нравственности.
Цель курса — сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм в сфере взаимоотношений полов, воспитать стремление иметь прочную, здоровую семью, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, создать предпосылки того, чтобы сознание высокого предназначения человека повышало их ответственность за здоровье, жизнь и будущее нового поколения детей.