Смекни!
smekni.com

Сдаем экзамен по педагогике (стр. 17 из 23)

Усвоенный в процессе восприятия и осмысливания учебный мате­риал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью учителем организуется специальная деятельность учащихся: по­вторение, заучивание. При этом применяются упражнения, способст­вующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют уп­ражнения поискового и творческого характера, обеспечивающие одно­временное овладение материалом и развитие познавательных способно­стей учащихся.

Последним звеном обучения является процесс применения зна­ний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятель­ности учащихся: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом учитель контролирует дея­тельность учащихся и создает наилучшие условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.

Все звенья процесса обучения находятся в диалектически слож­ной связи и зависимости и практически неразделимы. Знание отдель­ных звеньев и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность процесса обучения.

Процесс обучения цикличен. При изучении очередного вопроса вслед за вскрытием противоречия идет его актуализация, затем пла­нирование и выполнение действий по разрешению создавшегося про­тиворечия, далее - контроль и возможная коррекция действий. При переходе к очередному вопросу все повторяется сначала.

Психологическая теория поэтапного усвоения знаний (П.Я. Гальперин) дала ценные рекомендации по проведению традиционно­го (объяснительно-иллюстративного) обучения. Согласно этой тео­рии, умственные действия есть процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятель­ность, формирование внутренних интеллектуальных структур психи­ки посредством усвоения внешней, социальной действительности. Из


этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом.

Психологические исследования показали также, что обучение идет впереди развития. Важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Система обучения, ведущего за собой раз­витие, по итогам экспериментальных работ Л.В. Занкова рассматрива­лась как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению; практических действий, умения создавать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на раз­работанные учеными-дидактами принципы. В.отличие от традицион­ных они направлены на достижение общего развития школьников, ко­торое обеспечивает и формирование знаний. Принципы таковы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном
обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над
общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Для повышения эффективности современного процесса обуче­ния его нужно гуманизировать, а для этого требуется изменить взаи­моотношения педагогов и учащихся, сделать их предельно доброже­лательными.

Представители гуманистической психологии и педагогики XX века (А. Маслоу, К. Роджерс; 70-е годы, США, Европа), педагогики сотрудничества' (80-е годы, СССР) обосновали теорию и практику личностно-ориентированного обучения, основанную на построении обучения на иных (в сравнении с традиционной и технократической школами) принципах. Главным из них можно считать принцип «раз­вивающей помощи», который состоит в том, чтобы не делать за уче­ника, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

В настоящее время российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зин-

71


ченко, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и другие) разрабатывают личностно-ориентированную развивающую модель образования на основе предшествующего опыта зарубежной и отечественной психо­логии и педагогики. Главные идеи концепции те же: акцент на разви­тии и воспитании школьника; внимании к его внутреннему миру, ис­пользование системы адекватных методов, средств и форм обучения.

? 12. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Источником содержания образования в любом обществе на том или ином этапе его развития являются текущие и перспективные по­требности данного общества. В Законе РФ «Об образовании» опреде­лены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, соз­дание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепле­ние и совершенствование правового государства.

Согласно теории И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, основанной на гуманистической парадигме, содержание образования - это систе­ма знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта твор­ческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отноше­ния, определяемая характером образования в данном учебном заве­дении (школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.).

Знания служат инструментом деятельности во всех других эле­ментах. Однако можно знать, но не уметь. Умение - тот опыт, кото­рый накоплен человечеством по осуществлению способов деятельно­сти. Вместе с тем, можно знать и уметь действовать, но не уметь тво­рить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов, переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятель­ной постановке проблемы и поиске альтернативных путей её реше­ния и др. Энциклопедическая образованность человека вовсе не га­рантирует творческого потенциала. И, наконец, все эти элементы мо­гут служить разным целям в зависимости от системы норм отноше­ний к миру, обществу, знаниям, самому себе. Последний компонент содержания образования определяет направленность действий обу­чающегося в соответствии с его потребностями и мотивами.

Существуют многочисленные теории отбора содержания учеб­ного материала. К важнейшим из них относятся энциклопедизм (ди-

72


дактический материализм), дидактический формализм и утилита­ризм. Сторонники энциклопедизма, в том числе ЯЛ. Коменский, считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Они утверждали, что глубина понимания учениками определенного фраг­мента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Учебные программы, построенные по принципу макси­мального объема информации, принуждают учителя к торопливой и поверхностной работе, а учеников превращают в пассивных слуша­телей, усваивающих материал фрагментарно и, прежде всего, за счет памяти.

В противоположность представителям энциклопедизма сторон­ники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании способностей и интересов, поэтому главным крите­рием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно пред­ставленная в математике и классических языках. В древности на этой точке зрения стояли Гераклит («Многознание уму не научит»), Цице­рон, затем И. Кант, Г. Песталоцци, А. Дистервег.

По мнению К.Д. Ушинского, эти теории необходимо .рассматри­вать взаимосвязанно, так как познание фактов влияет на формирова­ние мышления, а развитие мышления дает ученику возможность ов­ладеть знаниями определенного фактологического материала.

Теория утилитаризма (прагматизма) возникла на рубеже XIX и XX столетий в США (Дж. Дьюи). По Дьюи образование нужно пони­мать как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов следует искать в индивидуальной и общественной деятельности ученика. Единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения их к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Поэтому при опреде­лении содержания обучения нужно сконцентрировать свое внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию. Прогресс в учебе связан не с изу­чением отдельных предметов в определенной последовательности, а со свободой ученика формировать новые отношения и типы поведе­ния, связанные с его опытом. Следовательно, реконструкция соци­ального опыта является основным критерием при определении со-

73


держания образования; разнообразные практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность учащихся.

Анализируя все вышеперечисленные теории, можно сделать вы­вод, что любой элемент содержания образования следует рассматри­вать с двух позиций: что он дает для познания мира и что дает для развития личности. Следовательно, школьные предметы важны не сами по себе, а как составная часть культуры в самом широком смыс­ле этого слова. Чем более технически развитым становится общество, тем менее специализированным должно быть образование: в данном обществе перемены происходят быстро, следовательно, узкая спе­циализация быстро теряет свое значение. Технократизм современно­го мышления заключается в раздробленном восприятии мира исклю­чительно через достижения науки и техники. Но для творчества из­вестных ученых характерно взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных концепций (О. Хайям, Сервантес, В. Хлебников и др.).