Для учащегося успешность социализации существенно зависит от социального окружения, от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы доведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. В педагогическом плане социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность учащегося: организованное и стихийное. Причем, чем уже сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).
Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий,
имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, -это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность исоздание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Кроме этого, воспитание связано и с развитием: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. При этом типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, социально-политическими ори-ентациями и идеологиями. Например, воспитание, естественно, осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя степень свободы и ответственности личности.
По сути, факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания, т.е. испытывающий педагогические влияния и пассивно перестраивающий свою деятельность в соответствии с требованиями извне. С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация (воспитание), организатором которой является педагог. А,В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:
- естественно-культурные задачи, связанные с достижением
на каждом возрастном этапе определенного уровня физиче
ского и сексуально, о развития. Они определяются некоторы
ми нормативными различиями в тех или иных регионально-
культурных условиях (различные темпы полового созрева
ния, эталоны мужественности и женственности в различных
этносах и регионах и т.д.);
- социально-культурные задачи — это познавательные, мораль
но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые
специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном ис
торическом социуме;
- социапъно-психологические задачи, связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Таким образом, условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в обществе, ему необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями. ,
Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.
Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание — целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.
В-третьих, ученик может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитании и саморазвития. В тра дициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники. Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия, Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.
При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач, преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.
Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.
? 5. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся
взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» тождественны.
Педагогический процесс - это система, В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Как система педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь, расположение элементов в системе — это структура (строение).
Компоненты системы - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель., так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный - взаимодей-ствие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.