Смекни!
smekni.com

Вальдорфская педагогика (стр. 2 из 3)

В самый разгар строительства Гетеанума начинается Первая мировая война. Штайнер создает концепцию дальнейшего европейского развития, а в 1917 г. излагает их в форме меморандума и передает ведущим политикам Германии и Австрии, встречаясь с некоторыми из них лично. Политики теоретически соглашались с выводами Штайнера, но не воспользовались его предложениями. Тогда Штайнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где излагает свою точку зрения на причины войны и перспективы послевоенного развития. Под «Воззванием…» подписываются многие видные общественные деятели, в том числе и писатель Томас Манн. Штайнер выступает с многочисленными лекциями, посвященными социальному вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает значительные идеи в области экономики, права, налоговой системы. Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике. Так 25 апреля 1919 г. с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р. Штайнер, началась история вальдорфской педагогики.

В результате поджога в ночь на 31 января 1922 г. построенное здание Гетеанума погибает в огне. Штайнер увидел в этом событии внешнее воплощение кризиса Антропософского общества и начинает его реорганизацию.

В 1924 г. Штайнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории архитектуры ХХ в.

Рудольф Штайнер заложил основы антропософской медицины, био-динамического сельского хозяйства, концепции «трехчленности социального организма»; дал импульсы для развития эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан в Штутгарте.

Но наибольшую известность имя Р. Штайнера получило в вязи с широким распространением образовательных учреждений, работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являлись основным мотивом его жизни.

11

Вальдорфская идея и наша реальность

Как известно, всякая замечательная идея корректируется практикой реальной жизни. Нам приходится сталкиваться с этим противоречием постоянно, уже при открытии первой вальдорфской школы в Штутгарте Штайнер предвидел это и говорил о необходимости, если нужно идти на компромиссы.

Вальдорфская школа и государственный стандарт

Современная система обучения ориентирована на государственные образовательные стандарты, типовые учебники и тесты — вальдорфская школа вынуждена принимать эти формы аттестации. Но если в процессе обучения соблюдаются принципы вальдорфской педагогики: обеспечивается здоровое, соразмерное возможностям возраста детей развитие, сохраняется установка на понимание, на личностное, образное (т. е. сущностное) восприятие информации, то последующие экзаменационные нагрузки успешно преодолеваются.

Преподавание эпохами

Известно, что многие предметы преподаются эпохами. Чем старше класс, тем бывает труднее выстроить план эпох — так некоторые предметники являются совместителями, поэтому бывает, что учителя могут преподавать предмет только часами — 1—2 раза в неделю.

Педагогический идеал и действительность

Часто можно услышать упрек в том, что вальдорфская педагогика далека от реальной жизни, что дети, вышедшие за пределы теплой домашней обстановки («школа-дом родной»), не смогут сориентироваться в жестоком и «невальдорфском» мире. Хочется ответить на это словами Р. Штайнера:

«Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным социальным строем… Перед нами стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические идеалы, с другой — сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть».

Р. Штайнер. Организация вальдорфской школы. Оксфорд, август 1922 год.

Доказательством сказанному служит то, что выпускники вальдорфской школы успешно учатся в престижных ВУЗах, социально активны. Многие из них выбирают педагогические специальности.

11

О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ

Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.

Непонятное для русского уха слово «вальдорф» пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения этой педагогической системы в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для русского человека. Хочется опровергнуть это заблуждение.

На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).

Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века

Биография Р. Штайнера свидетельствует о высочайшей культуре духа этого человека. Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию.

Вальдорфская школа — «свободная школа». А первое слово о «свободной школе» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.

Особенность вальдорфской педагогической системы — преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода лежит идея погружения, старая как мир. В 1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской предлагает внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их». Надо добавить, что метод погружения активно применял в своей практике педагог-новатор М. Щетинин и А. Тубельский. Психологическое обоснование метода погружения находим у А. Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше. При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.

Краеугольный камень вальдорфского обучения — это феноменологический подход к материалу изучения: сначала живой опыт, наблюдение — потом описание — и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.

В системе Сухомлинского звучат отголоски и других педагогических воззрений Р. Штайнера. Так, например, большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы (и в детских садах) рассказыванию сказок. У Сухомлинского читаем: «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка —

11

это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства» (Сухомлинский).

Р. Штайнер образно характеризовал ребенка как орган чувств. Об этом же пишет Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».

Р. Штайнер разработал также антропологическое учение о трехчленности человеческого существа (тело, душа, дух), он утверждал, что в воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом». Один из главных принципов вальдорфской школы — принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.

Еще один принципиальный момент вальдорфской педагогики — идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7—14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. То же самое читаем у Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической».