Кроме того, родители приходящие в храм со своим первенцем, должны были по закону принести жертву. Богатые приносили в жертву ягненка, поскромнее жертва – две горлицы или два голубиных птенца.
Иосиф и Богоматерь принесли скромную жертву бедных людей . п одобно тому как ранее, когда при рождении Богомладенца не хватило в гостинице места, они скромно вышли за пределы города и искали убежища в пещере.
Учитель переключает и возобновляет внимание детей.
А теперь на немного отвлечемся мыслями от далекой жаркой Палестины и от древних времен и подумаем о нашем времени, о нас самих, и о наших обычаях. Вот П ервое сентября. Дети нарядные, улыбающиеся, с букетами идут в школу. Хорошо это? Конечно, хорошо! Особое настроение праздничности, бодрости, подтянутости, готовности начать большой труд! И родители помогали детям прийти в это особое приподнятое настроение: моют, гладят, выбирают цветы, покупают новые школьные принадлежности.
Но вот встретила я свою знакомую, а она мне говорит: « Не могу остановится, спешу, надо ребенка в школу собирать, ведь завтра П ервое сентября, полагается быть при выпендреже!» Вот мы смеемся, что я на уроке сказала такое нелитературное слово. Но ведь оно, это слово говорит очень о многом, о том, что среди родителей, да и среди детей есть не только настроение бодрого праздничного начала, а что примешивается желание себя показать, выставить, на своем ребенке продемонстрировать, что мы не хуже других. Этому возвышению, показыванию себя отдаются силы, нервы. Ведь и правда, на праздник дети сейчас бывают одеты не просто чисто и аккуратно, а один костюм дороже и вычурнее другого. А те, у кого нет средств так одеть детей влезают в долги, нервничают, может даже злятся на жизнь, на других людей … Т ак полезно ли человеку стремиться к превосходству, к утверждению себя через вещи? Приобретает ли душа или теряет от такого показывания себя?
(Человек выставился, но этот день прошел, и другие о нем уже и не помнят, тот внешний эффект, которого он так добивался, растаял как дым, а потраченные силы опустошили душу).
Учитель возвращается к основной теме беседы.
Вот Иосиф и Дева Мария и не стремились похвалиться богатой жертвой. И хотя жертва их была скромной, Ребенок их был самый лучший.
В этот же самый день и в это же самое время, когда они пришли в храм, туда же пришел и старец Симеон, тот самый, которому было предсказано, что он не умрет, пока сам не увидит Спасителя мира. Случайно ли это совпадение? Нет, конечно! Желание прийти именно в этот момент вложил Симеону Бог, чтобы он встретился с Младенцем Исусом . Про Симеона еще говорят так: он пришел в храм, водимый Духом Святым. Мы иногда и не замечаем, что не все делаем только по своему решению, многое нам Бог подсказывает и устраивает так, как лучше, но делает это очень незаметно, и этим учит нас Бог скромности, не выпячиванию себя. Благодарные же люди догадываются об этом и говорят: «Вот как все удачно сложилось, вот как Бог устроил!»
И вот в храме Симеон увидел Иосифа и Деву Марию, держащую на руках нашего Спасителя. И всем своим существом старец пережил светлое откровение, что это тот самый Младенец, чтобы Его увидеть, он не умирал несколько столетий.
Посмотрите, на иконе Симеон оборачивает руку верхней одеждой, потому что просто так руками не смеет прикоснутся к Богомладенцу и берет Его к себе на руки с величайшей нежностью, благоговением и радостью.
Учитель проносит по рядам репродукцию с иконы «Спасение Господне».
И продолжает.
Так Симеон встретил, принял на руки Младенца – Спасителя Исуса Христа, и в сердце Его тоже произошла встреча с Богом, он удостоверился в том, в чем сомневался, сердце Его заполнила сильная и крепкая вера.
Вот какой смысл у праздника «Сретение Господне». Слово «Сретение» - происходит от слова встретить, означает встречу, но не только встречу старца Симеона с Младенцем Исусом , а внутреннюю встречу с Богом, которая должна быть в жизни каждого человека.
Несчастен тот, у кого эта встреча не состоится, а у кого она была, помнит ее всю жизнь и черпает из нее силы, чтобы оставаться верующим несмотря ни на какие невзгоды.
Убеленный сединами, древний, почтенный старец взял на руки шестинедельного маленького Младенца, но обратился он к нему как младший к старшему, он сказал Младенцу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил пред Лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем». (Л., 2: 29-35)
Вопрос: Чему же дивились Иосиф и Богоматерь? Что удивительного в словах: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему…»? Как, откуда, куда отпускаешь?
(Отпускает Исус Христос Симеона из земной жизни, старец обращается к Младенцу как к Повелителю жизни и смерти, как к Тому, Кто держит в Своих руках его жизнь, движет временем, звездами и мирами.)
Еще учитель подробнее останавливается и помогает осмыслить в речи Симеона слова: «спасение … пред лицом всех народов», «свет к просвещению язычников», «славу … Израиля».
Учитель:
Церковь почитает старца Симеона как святого и называет Его Симеон Богоприимец (написать на доске).
Вопрос: Что означает это имя?
Учитель:
Видите, Симеон Богоприимец сказал, что для всех народов наступает время просвещения и спасения. Конечно, он увидел это не своим зрением, это было озарение от Святого Духа. Постарайтесь и вы почувствовать важность этого открытия, ведь речь идет о переломной точке для всего человечества, для всех людей, которые во все дальнейшие времена будут жить на земле. Симеон говорит о том, что кончается время Ветхого Завета, кончается время, когда грех господствовал над человеком, а человек против него был бессилен, наступает время Нового Завета, время, когда Бог одевается человеческой плотью и человека делает победителем над грехом. Чувствуете, я подвожу вас еще к одному смыслу праздника «Сретение», это не только личная сердечная встреча человека с Богом, но еще это и встреча двух времен, Ветхого и Нового Завета. За Симеоном – Ветхий Завет, за Исусом Христом – Новый.
Вопрос: А старые бабушки говорят: «Вот скоро Сретение», скоро зима с весной встретится, правы ли они?
(Да по-своему правы, ведь «Сретение Господне» празднуется 15 февраля, когда зима на исходе, а весна приближается и это не случайно, ведь ветхозаветные времена похожи на зиму, а Христос и новозаветное время - на весну. Вот какой многомерный смысл у этой встречи, у праздника «Сретение Господне!»)
Вопрос – повторение: Давайте же еще раз вспомним кто с кем встречается? (Старец Симеон с Исусом Христом, Ветхий Завет с Новым, зима с весной, а каждый в своем сердце с Богом).
Вопрос:
А еще Симеон Богоприимец сказал Богоматери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроется помышления многих сердец».
Вопрос: А что означают эти слова?
(Что она будет очень тяжело страдать, видя крестные муки cвоего Сына, как будто распинают Ее Саму).
Учитель.
«Тут же, в храме, находилась благочестивая Анна – пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всего семь лет прожила с мужем, а потом, овдовев, все дни проводила в храме, постом и молитвой служа Богу и день и ночь, за что и получила дар предсказания. Она узнала Христа и начала пророчествовать о Его будущем…» (Из книги Л. Суровой «Церковный год», «Паломник», 2000 г.)