З балла — высокий уровень — показатели проявляются ярко, без активной поддержки взрослого;
2 балла — средний уровень — внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;
1 балл — низкий уровень — отсутствие внешних показателей: ребенок отвлекается, отказывается играть и слушать музыку.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе А сосредоточенность внимания наблюдается у четырех детей, продолжительность восприятия присутствует у одного ребенка, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у двоих детей, действия с музыкальными инструментами выполняют двое детей, слушают музыку с желанием также двое школьников (Приложение 1, таблица 1).
В контрольной группе Б результаты практически такие же (Приложение 2, таблица 2).
Нами, на основе полученных результатов, были разработаны критерии оценки уровня развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, был сделан первичный «срез» детей обеих подгрупп А — экспериментальной и Б — контрольной. Оценка осуществлялась по трехбалльной шкале.
Высокий уровень — З балла — ребенок эмоционально реагирует на музыку, испытывает потребность в ней; умеет анализировать музыкальные произведения; выделяет яркие выразительные средства, определяет жанр, форму и характер музыки, отображает в движениях характер прослушанной музыки без помощи взрослого.
Средний уровень — 2 балла — ребенок не всегда эмоционально реагирует на музыку и испытывает потребность в ней; анализ музыкальных произведений практически не осуществляет; яркие выразительные средства выделяет изредка, жанр, форму и характер музыки определяет с трудом, отображает в движениях характер прослушанной музыки с помощью взрослого.
Низкий уровень — 1 балл — ребенок не реагирует на музыку и не испытывает потребность в ней; анализ музыкальных произведений не осуществляет; яркие выразительные средства не выделяет, жанр, форму и характер музыки определять не умеет, не отображает в движениях характер прослушанной музыки даже с помощью взрослого.
В экспериментальной группе А высокий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, в процессе музыкальной деятельности на праздниках, составил 22.2 %, средний уровень составляет 44.5 %, низкий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности довольно высок и составляет 33.3 % (Приложение 3, таблица 3).
В контрольной группе Б результаты практически такие же. Высокий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности составляет 20 %, средний уровень наблюдается у половины детей — 50 %, низкий уровень наблюдается у 30 % школьников (Приложение 4, таблица 4).
Таким образом, мы сделали следующий вывод. У младших школьников развит интерес к проведению праздничных мероприятий.
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7 лет в процессе развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку
В процессе праздника, основанного на взаимодействии различных видов искусства, мы воспитывали в детях интерес и любовь не только к музыке, но и к живописи, литературе. На основе восприятия различных видов искусств у ребят развивалось восприятие музыкального искусства.
Нами были проведены праздники, основанные на взаимодействии различных видов искусств. Например, в «День защитников Отечества» мы проводили конкурс рисунков детей, посвященный российским воинам. Начиналось праздничное мероприятие с праздничного перестроения, затем была проведена небольшая вступительная беседа о значении этого праздника для нашего народа, далее звучала торжественная, праздничная музыка в грамзаписи, под которую дети на бумаге исполняли свои замыслы. В заключении занятия ребята исполнили «Армейскую польку». Потом в исполнении детей и воспитателей прозвучали песни о солдатах, о Родине.
Праздничное мероприятие «Весенняя радость» — праздник о весне, где звучали песни и стихи в исполнении детей проходило при помощи музыки и знаний о весне. Дети попытались изобразить ее в своем рисунке, что позволило воспитать у детей эмоциональное отношение к живописи, музыке, искусству слова (Приложение 5).
На другом праздничном мероприятии «Мама», ребята слушали произведения о маме, делились своими впечатлениями о прослушанных произведениях и рисовали (Приложение 6).
Таким образом, используя в процессе музыкальной деятельности младших школьников комплексное освоение искусств, через праздники, мы пытались сформировать у них интерес и потребность не только к музыке, но и к другим видам искусства. Научить детей не только слушать, но и слышать музыку.
2.3. Результаты заключительного этапа исследования
На констатирующем этапе исследования был сделан вывод о том, что у детей слабо развит интерес к музыкальной деятельности и в процессе музыкальной деятельности не используются произведения живописи и литературы как наглядный и практический материал. Для того чтобы выявить роль музыкальных занятий, мы провели цикл этих праздников.
На заключительном этапе исследования нами были использованы те же методы, что и на констатирующем этапе, мы повторно изучили эмоциональную отзывчивость школьников в процессе праздничного мероприятия, их умения слушать и слышать музыку
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе А на заключительном этапе сосредоточенность внимания наблюдается у шестерых детей, продолжительность восприятия присутствует у семерых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у семерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют шестеро детей, слушают музыку с желанием также семь школьников (Приложение 7, таблица 5).
В контрольной группе Б на заключительном этапе результаты улучшились, но незначительно. Сосредоточенность внимания наблюдается у трех детей, продолжительность восприятия присутствует у четверых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у шестерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют половина учеников, с желанием слушают музыку также половина детей (Приложение 8, таблица 6).
Так же был проведен повторный «срез» уровня развития умений слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности детей обеих групп, экспериментальной и контрольной. Критерии оценки были теми же, что и на констатирующем этапе.
В результате оказалось, что в экспериментальной группе (А) на заключительном этапе исследования у детей сохранился низкий уровень развития умений слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности, но он значительно понизился и составил 11.1 %, когда как на констатирующем этапе исследования он составлял 33. 3 % учеников. Высокий уровень значительно увеличился. На констатирующем этапе он составлял 22.2 %, а на заключительном этапе — 55.6 %. Средний уровень снизился с 44.5 % на констатирующем этапе до 33.3 % на заключительном этапе (Приложение 9, таблица 7).
В контрольной группе Б результаты улучшились, но незначительно. Средний уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, в процессе музыкальной деятельности, снизился и составил на заключительном этапе 40 %, тогда как на констатирующем этапе он составлял 50 %. Высокий уровень увеличился с 20 % на констатирующем этапе до 40 % на заключительном этапе. Низкий уровень умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности на заключительном этапе снизился, и составил 20 %, когда на констатирующем этапе он составлял 30 % (Приложение 10, таблица 8).
Метод математической статистики для доказательства эффективности формирующего этапа и подтверждения гипотезы.
Y - критерий Мак-Немара.
Задача: В ходе исследования была проведена оценка уровня эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы «А».
1 ряд: 10, 10, 14, 5, 15, 8, 5, 10, 6.
После проведения цикла мероприятий была проведена повторная диагностика.
2 ряд: 15, 12, 15, 15, 15, 15, 11, 15, 7.
Составим вспомогательную таблицу.
№ | «До» | «После» | «Сдвиг» |
1 | 10 | 15 | 5 |
2 | 10 | 12 | 2 |
3 | 14 | 15 | 1 |
4 | 5 | 15 | 10 |
5 | 15 | 15 | 0 |
6 | 8 | 15 | 7 |
7 | 5 | 11 | 6 |
8 | 10 | 15 | 5 |
9 | 6 | 7 | 1 |
«+» - 8
«-» - 0
«0» - 1
Y = 0
1 ряд: 6, 9, 14, 7, 10, 10, 5, 8, 6, 15.
После проведения цикла мероприятий была проведена повторная диагностика.
2 ряд: 7, 15, 15, 11, 15, 11, 10, 11, 7, 15.
Составим вспомогательную таблицу.
№ | «До» | «После» | «Сдвиг» |
1 | 6 | 7 | 1 |
2 | 9 | 15 | 6 |
3 | 14 | 15 | 1 |
4 | 7 | 11 | 4 |
5 | 10 | 15 | 5 |
6 | 10 | 11 | 1 |
7 | 5 | 10 | 5 |
8 | 8 | 11 | 3 |
9 | 6 | 7 | 1 |
10 | 15 | 15 | 0 |
«+» - 9
«-» - 0
«0» - 1
Y = 0
Общий вывод: в двух группах Yэмп. находится в зоне значимости, значит принимается положительное решение. «Сдвиг» является значимым.
Гипотеза подтвердилась.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь искусств в процессе проведения праздника позволяет развивать умения у младших школьников слушать и слышать музыку.