Заключение
Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка.
Комплексный подход к решению задач музыкально воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность музыкально воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.
Музыкально — эстетическое воспитание в школьных учреждениях осуществляется учителем музыки. Особая роль в решении задач воспитания детей принадлежит праздничным мероприятиям.
Здесь активизируется познавательная и умственная деятельность.
На праздниках ребенок знакомится с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания; овладевает умениями и навыками в пении, ритмических движениях, а также навыками игры на детских музыкальных инструментах.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания школьников является искусство. Произведения искусства — богатый источник радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, хореография. Каждый вид искусства своеобразно отражает и оказывает особое влияние на ум и чувства ребёнка. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, изобразительное искусство даёт богатые зрительные образы, устное народное творчество, детская литература создаёт предпосылки для словесного творчества детей.
Взаимопроникновение искусств позволяют активизировать процесс восприятия музыки в музыкальной деятельности школьников. Рассматривая лучшие образцы живописи, слушая литературное произведение, изучая устное народное творчество, школьник глубже проникает в средства музыкальной выразительности, усваивает категории музыкального восприятия, учиться любить и понимать музыку. Приобщение детей младшего школьного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры происходят при условии правильной организации педагогом художественной деятельности детей. Одна из форм — праздничное мероприятие. Смысл такого мероприятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды искусства: музыки, живописи, художественного слова, театрализации, фольклора.
Сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.
Занятия представляет собой яркое средство развития музыкального восприятия ребенка, и представляют собой интеграцию различных видов искусств. Они развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становление личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений. Занятия, связанные с искусством способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать сочетание тех или иных видов искусств при проведении занятии. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия музыки на детей и в то же время выступают как самостоятельные факторы для более глубокого восприятия музыки.
В результате нашего исследования мы установили роль музыкальных занятий в развитии младших школьников. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что музыкальные занятия способствуют развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки:
- использует на музыкальных занятиях различные виды искусств;
- проводит интегрированные занятия, сочетающие в себе литературу, изобразительное искусство, музыку, устное народное творчество;
- использует взаимосвязь искусств на праздниках, в развлечениях и досугах.
В связи с этим мы даем методические рекомендации учителям музыки в СОШ:
· необходимо использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских инструментах, что способствует развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку;
· важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное — развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях;
· уровень музыкально-эстетического воспитания учащихся начальных классов становится значительно выше при глубинной и осознанной совместной работе учителя с учениками в процессе прослушивания учебных и внепрограммных произведений, в других видах музыкальной деятельности детей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития музыкально-эстетических чувств;
· учитель должен разными средствами стремится внести чувство радости в общение детей с музыкой, важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
Подводя итог можно сказать, что использование различных видов искусств на музыкальных занятиях влияет на музыкально — эстетическое развитие младших школьников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества.
Список литературы:
1. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах / Э.Б. Абдулин. - М., 1985. – С. 87.
2. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств (композиционно-методологический аспект проблемы) / И.А. Азизян //Советское искусствознание.- 1975.—№ 224.— 344 с.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении / Б.В. Асафьев. — М: Просвещение, 1973. — С. 23 —24.
4. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. / Избранные статьи о музыкальном просвещении в образовании/ Б.В. Асафьев. — М.: Педагогика, 1986. – 86 с.
5. Аристархова Л. В. О чем и как говорит музыка?.. /Л. В. Аристархова. - Искусство, 1999 №7 – С.39.
6. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — С. 39—41.
7. Взаимодействие и синтез искусств / Под. ред. д.д. Благой, Б.Ф. Егоров и др.—Л.: Наука, 1978.— С. 269.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968. — С. 26.
9. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. — М.: Наука, 1960.—С. 35—68.
10. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С. 89.
11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста/ А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. – С. 304.
12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1978. — С. 98 —99.
13. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца/ Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1981. – С. 197.
14. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы/ Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1980. – С. 57
15. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ М.С. Каган // Музыка в школе. — 1987.— № 9.— С. 28— 32.
16. Медушевский В.В. Музыка в семье искусства / В.В. Медушевский// Музыка в школе.—1984.—№1.—С.31—35.
17. Музыка в школе. Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 г. – С. 96.
18. Порфирьева А.Л. Музыкальная классика и современность. М., 2002г. – С. 48
19. Психология. Словарь под ред. А.Петровского, М.: Политиздат, 1990. – С. 306.
20. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. — М.: Просвещение,1990.—С. 164-197.
21. Терентьева Н.А. Художественно — творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства/ Н.А. Терентьева / М — во нар. образования РСФСР. —М.: Прометей, 1990. — С. 184.
22. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. – Москва: Просвещение 1987. – С. 45.
23. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001. – С. 63.
Приложение 1
Таблица №1. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы А в процессе музыкального занятия (констатирующий этап).
№ п/п | Ф. И. | I | II | III | IV | V | VI |
1. | Лера А. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 |
2. | Володя Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
3. | Света Ж. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 |
4. | Павел З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5. | Ира Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
6. | Игорь Н. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 |
7. | Женя Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
8. | Даша Ч | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 |
9. | Вера Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 |
I – сосредоточенность внимания
II – продолжительность восприятия
III – двигательная активность
IV – наличие действий с музыкальными инструментами
V – желание ребенка слушать музыку
VI – количество баллов
Приложение 2
Таблица №2. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей контрольной группы Б в процессе музыкального занятия (констатирующий этап)