Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами: восприятием и мышлением.
Ребёнок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми – всё это обогащает воображение, позволяет ребёнку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчётливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности [53].
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. В одних случаях ученик должен буквально запомнить материал (например, заучить стихотворение), а в других требуется пересказать что-то своими словами с разной степенью близости к тексту, в-третьих – воспроизвести структуру изучаемого материала. Развить память помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому [44].
Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти полезно формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь памяти с мышлением. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы.
Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия) [40].
Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включая в себя новые области [37].
В период школьного обучения у ребёнка происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Общественные оценки поступков, знаний и личных качеств младшего школьника уже обладают для него большой значимостью. Но вместе с тем доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослому (в первую очередь – к учителю) ещё очень велика. Одно из основных противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе как раз в том и состоит, что, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой - он достаточно безоговорочно, с полной готовностью стремится следовать за нравственными образцами, даваемыми взрослыми. Вот почему огромна роль личного примера тех взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении [1].
Изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов и оценок – того, что образует внутренний стержень личности. Изменения происходят в самооценке младшего школьника.
В годы пребывания ребёнка в младших классах происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере (широта - узость), особенностях (стойкие - нестойкие) и направленности (эгоистическая - коллективистическая) можно увидеть качества личности ребёнка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо, увы, преодоления [57].
Важно, чтобы развитие ребёнка происходило без психологических травм. Такие травмы могут быть вызваны испугом, переживанием обиды, несправедливости, боязнью неудачи в учебных занятиях или насмешками и недоброжелательством сверстников. Подобные травмы вызывают у детей состояние повышенной тревожности, и сказывается на их поведении и занятиях.
Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребёнком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его забот, волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если, конечно, его слушают). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности[47].
1.2. Сущность понятия «педагогически запущенные учащиеся»
Первоначально термин педагогическая запущенность употреблялся как астеническое состояние. Над понятием работали отечественные психологи Власова Т. А. и Певзнер М. С. [17].
Авторы указывали, что в зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают церебральную астению и соматогенную астению. Последняя нередко усиливается за счет травмирующих психических факторов. Не исключена, конечно, возможность возникновения астении и чисто психогенного характера. Но они редко ограничиваются только астеническими проявлениями и часто ведут к тяжелым конфликтным переживаниям.
Известно, что всякие внешние неблагоприятные факторы, будь то общие соматические инфекции, легкие травмы или очень легкие очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые психические переживания, переутомление, влияют в первую очередь на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельности.
Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются при выполнении задания либо отвлекаются.
Все это создает для ребенка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счетом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги, и т. д. [17].
При обучения арифметике эти дети часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи, что затрудняет решение. Степень выраженности этих проявлений зависит как от состояния ребенка, так и от условий, в которых протекает его деятельность. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюдаются некоторые особенности я в их поведении: одни из возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы; другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Часто из боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.
В тех случаях, когда нарушение психической деятельности возникает на более ранних этапах жизни ребенка, задержка психического развития проявляется в ограниченности представления об окружающей действительности, в бедности словарного запаса и некотором недоразвитии мышления [34].
Вся указанная симптоматика часто бывает более выраженной при церебральной астении.
Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозгу, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга, или воспалительного очага в мозгу, даже небольшого, узко локального. Это происходит потому, что при воспалительных мозговых процессах, а равно и при черепных травмах количество спинномозговой жидкости может несколько увеличиваться и тогда циркуляция ее нарушается. Увеличение количества спинномозговой жидкости носит название гидроцефалии. Само собой понятно, что степень выраженности этого нарушения бывает очень различной — от самых легких до крайне тяжелых болезненных состояний. Но и самые легкие формы гидроцефалии оказывают влияние на развитие ребенка и нередко приводят к функциональным нарушениям его психической деятельности. Здесь многое зависит от того, в каком возрасте возникло нарушение циркуляции жидкости в мозгу, в какой степени это выражено, каково общее состояние ребенка, и от многих других факторов. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемость детей, но при правильном понимании этих состояний в своевременном оказании педагогической и лечебной помощи многие из этих детей могут преодолеть свои затруднения в обучении [17].
Педагогически запущенные учащиеся составляют одну из групп «трудных детей». Это дети, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются и, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушений. Если, говорить о детях с отклонениями от медицинской нормы, то здесь мы должны иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением [51].
В школе обычно имеются сведения о трудновоспитуемых детях, в первую очередь о тех, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы ждет от психолога решения проблемы этих детей как первоочередной.
В настоящее время большинство таких запросов касается детей, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях антисоциального характера. Много запросов и относительно детей, замеченных в воровстве, хулиганских действиях [33].
В работе с трудновоспитуемыми психологу важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких школьников может быть решена только в широком социальном контексте.