Представляет интерес книга знаменитого соратника Петра I Феофана Прокоповича — «Первое учение отроком, в нем. же буквы и слоги» (1720), она пользовалась огромной популярностью и до середины века многократно переиздавалась.
Самое начало XIX в. охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, который придал школам внешнюю стройность и порядок. Но оно с самого начала служило не столько органом, способствующим развитию народного образования, «сколько органом надзора» (П.ф. Каптерев).
Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни». 60-е и последующие годы — яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов (герой Крымской войны, знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), КД. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России.
Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы воспитания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная
школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? — и многих других. Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди. Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей.
Основные события педагогической истории XIX в.:
Были основаны:
Государственные лицеи
1811 (до 1844) — Царскосельский лицей.
1844—1918 — Александровский лицей.
Негосударственные, на частные пожертвования лицеи:
1803 — Демидовский юридический лицей в Ярославле (основатель П.Г. Демидов).
1818 — Ришельевский лицей в Одессе (по имени одного из его основателей герцога де Ришелье).
1820 — Нежинский лицей (основатели — князья А.А. и И.А. Безбородко, попечители — Мусины-Мушкины).
Университеты основаны:
1804 — Казанский.
1805 — Харьковский.
1819 — Петербургский.
1834 — Киевский.
1865 — Одесский (Новороссийский).
1888 — Томский.
Гимназии:
1804 — классические и реальные (впоследствии — «реальные училища» — мужские министерские),
С 60-х гг. — частные гимназии.
С начала 60-х гг. — женские гимназии (негосударственные).
Начальная школа:
С 1864 — развитие различных типов начальной школы: церковно-приходских, городских, земских, ведомственных и др.
Женские учебно-воспитательные заведения:
1802, 1804, 1807, 1813 и тд. — для благородных девиц. Институты (закрытые): Екатерининские, Павловский, Патриотический, губернские.
Для мещанок: отделения в институтах благородных девиц и специальные заведения —
Петербургский, Симбирский дома трудолюбия; Астраханский и Девичий институт и др.
Сиротские: в Москве, 11етербурге, Иркутске и др.
1872 — Высшие женские курсы в Москве, затем подобные в Санкт-Петербурге, Казани,
Киеве и др.
Высшие и педагогические заведения:
С 70-х гг. — открытие высших учебных заведений, создаваемых общественностью
(«вольная школа»): музыкальных, театральных, политехнических, сельскохозяйственных, медицинских и др.
1908 — народные университеты: им. А.Л. Шанявского в Москве, им. Макушина в Томске, в Нижнем Новгороде.
С 1870 — многочисленные учительские курсы в различных городах.
С 1864 — развитие учительских семинарий.
С 1872 — создание учительских институтов.
В истории отечественной педагогики особое место занимает К.Д. Ушинский — основоположник научной педагогики в России и реформатор школы. У каждой науки есть свой исток; для отечественной педагогики таким истоком было творчество К.Д. Ушинского. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — так назвал свой капитальный труд в двух томах К.Д. Ушинский (в 1868 г. — I том, в 1869 г. — II). Он неоднократно переиздавался, в 1913 г. вышло 13-е издание. Но работа осталась незавершенной из-за кончины Ушинского.
За прошедшие почти полтора столетия после написания им своего труда «Человек как предмет воспитания» науки, в частности, физиология и психология человека, продвинулись далеко вперед, и в этом смысле многие утверждения автора принадлежат уже прошлому, истории. Но стержневая идея Ушинского — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека во всех отношениях остается остроактуальной и сегодня. Более того, эта идея лежит в основе профессионально-педагогического образования в наши дни, определяя его направление и содержание. Ведь как утверждает К.Д. Ушинский, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его также во всех, отношениях. К.Д. Ушинский был педагогом энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рассмотрена им. Он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.
Знакомство с жизнью известных педагогов XIX в. позволяет увидеть общие мотивы и схожие убеждения, отразившиеся в их педагогической деятельности. Все они:
— включаясь в педагогическую деятельность, руководствовались возвышенными целями: стремились улучшить само общество, помочь народу выбраться из нужды и бедственного положения;
— были убеждены в необходимости опоры на национальную культуру и традиции при организации и работе школ, видели в народности источник духовного развития детей;
— создавали школы, которые приобретали совершенно новые для своего времени функции: не только обучение, но и многостороннее развитие детей и их нравственное воспитание;
— верили в таланты и творческий потенциал детей;
— обладали такими личностными качествами, как осознание своего долга перед народом и беззаветность в его выполнении, высокая нравственность и культура, ответственность и неутомимость, энтузиазм и разносторонность в бескорыстной педагогической деятельности, светлый и оптимистический взгляд на будущее, смелость и стойкость в отстаивании своих убеждений.
И в то же время каждый из педагогов был индивидуален и неповторим.
В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и созданием новой. В 1917—1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декретов, на основании которых:
— упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений, изменялась система школ;
— школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и запрещалось преподавание религии;
— отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
— предоставлялось всем народам России право на создание национальной школы с преподаванием на родном языке;
— вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
— создавалась государственная система дошкольного образования (впервые);
— общее руководство школьным делом переходило в ведение Госудаственной комиссии по просвещению, она обязана была созывать Всероссийские съезды по просвещению, непосредственное руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по просвещению (Наркомпрос), а на местах — органам советской власти.
В первые годы были организованы новые типы обучения и воспитания:
1. Школы по ликвидации безграмотности (ликбезы) — с 1919 г. Для обучения родному языку всего безграмотного населения от 8 до 50 лет. На время обучения рабочий день для трудящихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались пункты ликбеза обычно при школах, велись занятия и в крестьянских избах. Сотни тысяч учителей, служащих, студентов, школьников обучали неграмотных.
2. Детские сады и ясли — государственные (до 1917 г. имелись так называемые народные сады, которые существовали на общественные средства и были платными).
3. Рабочие факультеты — рабфаки (с 1919 г.) в течение 4 лет давали юношам и девушкам из рабочих и крестьянских семей среднее образование и готовили их для поступления в вузы.
4. Детские дома для беспризорных (число таких детей было огромным).
Имевшиеся ранее высшие учебные заведения стали государственными, доступными и для женщин, обучение в них — бесплатным.
С началом 30-х гг. в работу школы были внесены существенные, в сравнении с предыдущим периодом, изменения. В соответствии с партийно-правительственными постановлениями 1931—1936 гг. изменилась школьная система. Все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись. Для всей страны были установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная (I—IV классы), неполная средняя (I—VII классы) и средняя — десятилетка. С этого времени вводились обязательные предметные программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний, устанавливалась классно-урочная организация школьной работы, вводилось твердое расписание, твердый состав учащихся класса. Подчеркивалась необходимость использования таких методов обучения, как рассказ, беседа, объяснение учителя в сочетании с письменными и устными упражнениями, с изучением учебника, занятиями в кабинетах. Вводился систематический индивидуальный учет знаний учащихся по пятибалльной словесной оценке (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично). Устанавливалась руководящая роль учителя и определялась его ответственность за результаты обучения школьников. Вводился стабильный, удовлетворяющий требованиям науки учебник. Процесс всеобщей советизации коснулся и русской школы, которая утратила целые пласты культурного наследия и духовности. Задаче воспитания детей в коммунистическом духе была посвящена учебная и внеурочная комсомольская и пионерская работа (с 30-х гг. детские организации были при школе и находились под контролем педагогов). Идеологизированность учебников, разных программ воспитательной работы стала очевидной.