Если Вы придете в архив с такими списками, то сэкономите себе массу времени, сможете заказать дела уже в первый же день и, пока их Вам будут подбирать и доставлять, сможете спокойно изучать описи других фондов, полезных для Ваших изысканий. Более того, заранее зная, что Вам нужно в данном архиве, Вы покажете и архивным работникам, что Вы серьезный исследователь, готовый к серьезной работе, – обстоятельство, поверьте мне, немаловажное для успеха в этом деле. Хорошо спланированная и заранее подготовленная работа обеспечит продуктивность Ваших архивных разысканий и их конечный успех.
После выявления необходимых источников, второй не менее важный этап подготовки – научиться правильно понимать документы. Чтение архивных материалов может оказаться задачей не из легких даже для опытных исследователей. Плохое состояние рукописного документа – выцветшие чернила или ветхая бумага – может усугубить трудность в понимании почерка. Работать с машинописными текстами также непросто: они нередко почти полностью выцветают со временем. Проблем становится еще больше, если документ выдается исследователю в виде микрофильма, и тогда приходится пользоваться аппаратами довольно низкого качества. Российские архивы стремятся сохранить подлинные документы, поэтому все большее их число выдается только на микрофильмах. И здесь опять-таки, чтобы облегчить себе задачу, нужно хорошо подготовиться.
В заключение еще раз хочу отметить, насколько важна тщательная предварительная подготовка к исследованиям в архивах, которая не только сэкономит Ваше время, но и предотвратит возможные разочарования. Благодаря современным технологиям подобная работа не только возможна, но и весьма увлекательна.
Иногда исследовательский поиск приводит к тому, что вам придется установить контакт с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями, или еще кем-то, кто вам поможет.
Контакт с автором исследования особенно важен, если он много и интересно пишет по интересующей вас теме. Проще всего, если указан адрес электронной почты автора (email)- вы прямо посылаете по нему письмо. Несколько хуже, если указано только место работы. Тогда нужно искать в Интернете сайт организации (например, сайт нужного вам университета) и затем во внутренней поисковой системе - интересующую вас персону. Если не получилось - значит, доступ к адресам не предполагается.
При встрече с разными людьми вы должны уметь добыть информацию для своего исследования. Этому помогут такие методы исследования, как интервью, анкетирование, социологический опрос населения.
Интервью - интернациональное слово, оно одинаково произносится и понимается на разных языках, например: интервью. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Дать интервью. Получить интервью) и «Interview (intervju:) a meeting of persons face to face for the purpose of discussion, asking questions and getting opinions, esp. a meeting between a newspaper man and someone from whom he whishes to get statements, opinions, etc., as to have an interview with Prime Minister; to refuse to give any interviews to journalists (Интервью – существительное - встреча людей лицом к лицу с целью обсудить что-либо, задать вопросы, поделиться мнением, и так далее, например, взять интервью у премьер-министра, отказываться дать интервью журналистам.)
Сравнивая эти определения, можно сказать, что интервью – это метод (беседа как процесс получения сведений от интервьюируемого) и жанр.
Как метод сбора информации интервью во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость.
Интервью - проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой-либо носитель информации (например, диктофон).
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.
Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.
Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.
В зависимости от особенностей написания исследовательской работы, формы выражения интервью, выделяются несколько основных его видов. Классификации интервью по его форме – самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервьюмонолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета. Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.
Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения.
Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.
Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа «вопрос – ответ 1 – ответ 2». Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.
К этому виду интервью относится пресс-конференции и брифинг. Думается, что это неправомерно, поскольку, как показывает анализ текстов, эти типы общения журналистов с интервьюируемыми находят свое отражение на страницах газет, прежде всего в жанре отчета. Автор отмечает, что в газетах появился «своеобразный сплав коллективного интервью и отчета», но признаки отчета в подобных текстах преобладают.
Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: «Интервью-зарисовка» дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет».
Анкета представляет собой массовый вид интервью, это «своеобразная заочная беседа» с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с «нормальным» интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа «Ваш любимый актер/машина/цвет?», причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.
В.В. Ворошилов и А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяют интервью-мнение. Это «развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме». Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в его структуру.
Некоторые авторы называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.
Особо следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно читателем. Во-первых, это форма «Прямой линии» в «Комсомольской правде», где читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в главке. Другой формой является «интервью с письмами в руках». Такие интервью регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что подчеркивает официальность и объективность ответа.
Итак, по форме, на которую непосредственно влияют особенности композиции, интервью классифицируются следующим образом: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии.