Содержание
Введение...............................................................................................................3
§ 1. Тема труда в педагогике К.Д. Ушинского..................................................5
§ 2. Воспитательное воздействие труда...........................................................8
§ 3. Учение как труд ребенка..............................................................................9
Заключение.........................................................................................................11
Список литературы............................................................................................13
Введение
К. Д. Ушинский — признанный выдающийся деятель русской педагогической науки. Отличное знание состояния теории воспитания и практической работы школы, глубокий анализ истории развития взглядов на цели и задачи воспитания, широкая ориентация в достижениях современной ему научной мысли (в различных областях знания) позволили ему создать многочисленные труды, отвечающие самым насущным потребностям русской школы, и выдвинуть ряд научных положений, имеющих непреходящую ценность. Его труды, в особенности его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово», пользовались огромной популярностью. Теоретические воззрения К. Д. Ушинского, сконцентрированные в его книге «Человек как предмет воспитания», оказали большое влияние не только на современное ему состояние педагогической мысли в России, но и на все ее последующее развитие. Он поднял общие, широкие задачи комплексного изучения ребенка и руководства его развитием, рассматривая три основных источника педагогики (психологию, физиологию, логику) в единстве и взаимозависимости.
Необходимым условием полноценного воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. Он высказал замечательные мысли о роли труда в жизни человека в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
Исходя из этого, К. Д. Ушинский поставил вопрос о необходимости подбора учебного материала, соответствующего психологическим особенностям ребенка, пробуждающего у него интерес к учению, прививающего вкус к приобретению знаний. Однако, подчеркивал он, стремление сделать учение интересным вовсе не означает, что его надо превращать в игру, забаву. С самого начала учение надо отделить от игры. Ребенок школьного возраста может и должен приучаться к серьезному труду, конечно, в пределах его возрастных возможностей и уровня развития. «Шутливая, потешающая педагогика, - указывал К. Д. Ушинский, - разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». Ушинский осуждал систему дворянского воспитания с его пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию. В этой связи он выступил против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс учения не идущими к делу прикрасами, создавали представление о его легкости и занимательности. Такую практику воспитательной работы он назвал «потешающей педагогикой», обусловливающей «такое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове».
Педагогические высказывания К. Д. Ушинского о нравственно-воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время.
§ 1. Тема труда в педагогике К.Д. Ушинского
Идея труда, впервые заявленная Ушинским в 1860 г. как ведущий социальный и этический принцип его педагогики (в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»), была развернута в «Педагогической антропологии» в целостную концепцию деятельности как основы педагогического процесса. Понятие «труд» здесь перерастало в категорию «деятельность», которая становилась стержневой в данной работе Ушинского, глубоко и всесторонне раскрывавшей «деятельностную сущность» человека.
Стремление к деятельности Ушинский считал «основным», «существеннейшим», «коренным», «верховным» стремлением человека. Такие определения десятки раз повторяются, рефреном проходят в «Педагогической антропологии», как и мысль о том, что «душа наша, по природе своей, требует беспрестанной деятельности», что «требование деятельности составляет сущность души». Это стремление, отмечал Ушинский «до того фундаментально», что «лежит в основания всех прочих психических явлений». «Не сознание, - писал он, - составляет сущность души, а врожденное ей стремление к деятельности, к жизни, для которого и самое сознание служит только одним из средств».
Для Ушинского «стремление жить» было равнозначно «стремлению к сознательной деятельности», ибо, по его убеждению, «жить значит не что иное, как чувствовать, мыслить и действовать». «Двумя великими потребностями» человека, двумя «определяющими» его стремлениями, писал он, являются «стремления быть и жить»; «для тела важно - быть, для души же - жить». Но, трижды повторял в «Педагогической антропологии» Ушинский, «человек в частности и человечество вообще не для того живут, чтобы существовать, а для того существуют, чтобы жить». Вот почему, по его словам, человек должен «подчинить стремление к бытию стремлению к жизни, а потому все органические стремления – душевному стремлению к деятельности сознательной и свободной, стремлению к свободному излюбленному труду».
Говоря о врожденном и доминирующем в человеке стремлении к деятельности и о труде, который «удовлетворяет только» эту «потребность души человеческой», Ушинский детально рассматривал в «Педагогической антропологии» соотношение деятельности и нравственности, деятельности и свободы, деятельности и наслаждения, деятельности и счастья и др. Итоговый его вывод был следующим: «Труд свободный, излюбленный, задушевный есть единственно доступное человеку счастье...».
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский взял на вооружение идеи революционеров-демократов о том, что далеко не всякий труд оказывает благотворное влияние на личность человека, но лишь обладающий определенным рядом признаков, а именно: такой труд должен быть свободным, человек должен сам приниматься за него по сознанию необходимости; труд должен быть общественно полезным, разумно организованным, то есть организованным в соответствии с особенностями и возможностями человеческого организма.
В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) К. Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства. Человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К. Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они приедаются, ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к формированию дурных, антиобщественных наклонностей. Поэтому одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы готовить дитя к труду. Человек, по мнению К. Д. Ушинского, утративший или не нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой недовольства жизнью, мрачной апатии, либо оказывается жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до детских прихотей или скотских наслаждений.
Огромное значение труда в жизни человека связывалось К. Д. Ушинским с психическим законом, характеризующим динамику чувствований человека. Этот закон обосновывается им более тщательно в книге «Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Согласно психическому закону наслаждения должны уравновешиваться трудом. При этом способе значение имеют не сами продукты труда, а внутренняя, животворная сила труда.
Человек, который находится в состоянии напряженной трудовой деятельности, увлекающийся ею, обладает в этот период высшим счастьем, которое не зависит от наслаждений и не подчиняется стремлению к ним. Не удовлетворение желаний (что обычно считают счастьем), а цель в жизни, или задача жизни, - является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Стремление человека к постоянной смене душевных состоянии, к беспрерывной душевной деятельности рассматривается как фундаментальная психологическая закономерность, о которой писал и Кант, отмечая, что для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее.
К. Д. Ушинский видел в христианском учении идею, обобщавшую исторический многовековой опыт человечества. Идея счастья как любимой деятельности, интересного труда, противостоит представлениям о счастье как непрерывной цепи наслаждений.
В своих работах Ушинский показал, какой должна быть трудовая деятельность человека по содержанию, формам ее организации и способам исполнения, чтобы современный человек мог найти в ней цели, задачи своей жизни, полюбить ее, быть удовлетворенным ею.
§ 2. Воспитательное воздействие труда
К.Д. Ушинский видел в труде основополагающую силу общества, гражданский долг каждого его члена.
Свободный труд, писал он, нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
Труд, по словам Ушинского, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением его круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды труда составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с ним и нравственности. Другими словами, полноценным и полноправным гражданином своей страны может считаться лишь человек трудящийся.