Столь же действенным, впрочем, можно считать и кланово-идеологический фактор, который тесно связан с религиозным и выражается, чаще всего, в иррациональном неприятии носителями человеконенавистнических убеждений всех, кто таковых не разделяет и не сотрудничает с самими злодеями.
Крайний национализм, которому, по сути, больше подходит название «нацизм», так же, как игнорирование права на любое, даже малейшее инакомыслие это феномены новейшего времени. Конечно, история сохранила свидетельства о тотальном уничтожении на почве национализма отдельных племен и народов, но подобные прецеденты даже в средние века были исключением, а не правилом. Гораздо чаще, даже в результате тотальных завоеваний, происходила ассимиляция завоеванных с завоевателями. Это хорошо подтверждается примером послемонгольского периода истории Руси, когда смешавшаяся с представителями коренных этносов ордынская знать положила начало едва ли не всем наиболее известным и знатным фамилиям Государства Российского.
С первой половины ХХ века межнациональная ненависть начинает бить рекорды, становясь одной из серьезных причин множества конфликтов, возникающих на планете. Уже ко второй половине века основной целью войн перестает видеться захват новых территорий. Все конфликты возникают в связи с притязаниями агрессоров на влияние – экономическое, политическое и, разумеется, общекультурное. И сегодня Соединенным Штатам вовсе не нужна территория Ирака, на которую введены войска их интересует возможность контроля за пожароопасным регионом, то есть уровнем безопасности в мире, а значит и в США. России совсем не требуется обязательно присоединять к своей огромной территории крошечную на ее фоне Чечню, но ей нужен манипулируемый форпост на юге, так же, как Беларусь в любом ее «дружественном состоянии» на западе.
Политические манипуляции двух противостоявших в ХХ веке систем почти всегда разрешались в виде вооруженных конфликтов. Ближний Восток, Вьетнам, Ангола, Афганистан – это только капля в море множества мелких «горячих точек». Правда, загорались они, по сути, благодаря тому, что после краха фашистской Германии во Второй мировой войне, естественному ходу исторической эволюции человечества стал угрожать советский тоталитаризм. Большевистский режим не ограничивался контролем над одними лишь странами «социалистического блока», сложившегося в результате войны. Он подпитывал и так называемые «народно-освободительные движения» в наиболее отсталых от цивилизации, «вакантных» регионах. Таким образом по милости СССР появлялись разного рода «бокассы», которые контролировали затем собственные страны с учетом интересов своего политического и экономического патрона. Появлялись и будущие бойцы «за дело коммунизма», обучавшиеся советскими специалистами на военных полигонах СССР. В дальнейшем, они становились организаторами и инструкторами боевых групп в том же Афганистане, в Африке, на арабском Ближнем Востоке, где и складывались таким образом структуры, положенные в основу современных террористических организаций.
Разумеется, то же самое предпринималось и соперниками СССР в «холодной войне». Сегодня почти вся помощь, которая оказывалась тогда легитимным государственным структурам стран, где бандформирования, выступавшие против властей поддерживались СССР, приписывается Соединенным Штатам Америки. Само собой, вклад США в такого рода предприятия был самым значительным. Но в сопротивлении расползанию по планете извращенной идеологии большевизма сопротивлялись практически все страны мира, кроме участников «социалистического блока». Да и то, лишь потому, что последним просто некуда было деваться, так как они находились под полным политическим и силовым контролем практически поработившего их советского режима.
Но, если в кадровом и боевом отношении нынешние враги цивилизации были обязаны своими достижениями издержкам противостояния двух систем, то превращение потенциальной военной опасности в террористическую, а относительно локальных военных формирований в «сетевую» структуру международного терроризма, в каждом отдельном случае обеспечивалось разными причинами.
Давнее противостояние между евреями и арабами в регионе Ближнего Востока в этом смысле принципиально отличается от сравнительно недавно начавшихся современных «чеченских войн». Террористические акты, которые предпринимали ирландцы, кардинально отличаются от тех, к которым прибегали в конце 70-х годов ХХ века неофашисты Италии. Значительные различия между «основаниями» для террора у разных типов террористических организаций, кстати, говорят о том, что терроризм сам по себе еще не дошел до своего пика и находится в стадии становления. А значит, этот новый тип ведения войн без заинтересованности в территориальных ресурсах возможного противника, лишь первый шаг, увеличивающий риск для всей планеты сразу на порядки.
Под общим названием международного терроризма надо иметь в виду множество террористических организаций и групп, различных по наборам идеологем, но объединенных сходными целями и единой методикой в отношении изменения окружающего мира. Цели в данном контексте можно обозначить, как дестабилизацию более-менее устойчивых социально политических систем для контролирования их и облегчения пользования их благами. Метод – совершение террористических актов ради устрашения общества, с обоснованием их той или иной, подходящей для этого теорией.
В наше время терроризм, в зависимости от особенностей тех или иных теорий, оправдывающих его существование, подразделяется на несколько видов. Например, идеологический терроризм, организаторами и участниками которого становятся представители групп, пропагандирующих идеологии всевозможных меньшинств. Они придерживаются идеи, при которой существующий режим квалифицируется ими, как незаконный, преступный, реакционный и т.п. Следовательно, борьба с ним, а заодно с теми, кто так или иначе способствует его существованию в том числе, и мирным населением – возможна всеми доступными методами. А раз так, то самым радикальным методом является использование любого доступного оружия массового поражения, использование которого не просто допустимо, но и предпочтительно. Пример такого рода террористов, это большевики, фашисты и неофашисты, Красные Бригады в ФРГ и другие. Надо сказать, что этот элемент идеологического терроризма обязателен для любого другого, и всегда в нем присутствует.
Поэтому, если мы говорим об этническом терроризме, то есть терроре со стороны некоего национального меньшинства по отношению к ущемляющему его права большинству, то, по аналогии, имеющаяся политическая система идентична структуре диктующего «общества большинства». И этнические меньшинства могут прибегать к терроризму, чтобы обозначить или подтвердить силой свои требования, так как политическим путем сделать это невозможно. При подобных основаниях террористической деятельности, жертвами акций становятся любые представители доминирующей нации, что роднит ее с проявлениями расизма. Примеры этнического терроризма, это баскская организация «ЭТА», ирландцы, курды, карабахские армяне, чеченцы.
Есть еще и такой тип терроризма, как религиозный. Его источником тоже становится определенное меньшинство, но уже по признаку вероисповедания. В таких случаях, основанием для террора, как правило, становится декларация защиты определенных религиозных принципов, тогда как исповедующие иные религии воспринимаются, как человекообразные в лучшем случае «заблудшие», но чаще «погибшие души». Понятно, что оснований для уничтожения «грешников» долго искать не приходится, а сами факты убийств считаются едва ли не подвигом, освященным «волей божества».
В отдельных случаях, когда инициаторами религиозного терроризма становятся не религии, имеющие большую историю, а новообразовавшиеся учения и доктрины, где их адепты ассоциируют себя с «особыми людьми», «избранными», акты террора бывают направлены не на общество, а на массы самих последователей. При этом, убийства тоже считаются в среде самих этих организация подвигом, но «духовным».
Самые известные примеры «классического» религиозного терроризма, это арабский в Палестине и наиболее распространенный теперь исламистский терроризм. Что касается религиозных новообразований, вставших на такой путь, то можно припомнить самосожжения в 1978 году более 1000 членов секты «Храма Народов» в Гвиане или такой же гибели адептов секты Давида Кореша «Ветви Давида» в 1992 году в США.
Кроме перечисленных типов терроризма есть, конечно, и такие, которые можно условно объединить под названием спонтанного. Это акции беспорядочного насилия, совершаемые криминальными структурами или отдельными лицами по самым разным причинам, вплоть до чьей-либо психической неуравновешенности, о которых в данном материале говорить не будем. Однако основные типы терроризма можно разбить и еще на две группы, определяющие главные побуждения к их деятельности. Условно их можно обозначить, как «группа правых» и «группа левых». «Левые» террористы, почти всегда преследуют цель добраться до «светлого будущего». Они отвергают устоявшиеся традиции в самом широком смысле, изобретая новую этику и мораль, считая что в старых, «отживших» и заключено главное препятствие и зло. А «правые» стремятся любыми средствами вернуться в «славное прошлое», будучи убеждены, что все зло, напротив, в новшествах и несоблюдении имевшихся когда-то социальных, культурных и религиозных устоев.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, которое мало кого из россиян способно обрадовать: реваншистскими тенденциями определяются основания деятельности не одних лишь террористических групп. Стремление к частичному или полному восстановлению имеет место и во внутренней политике ряда современных государств. В подобных случаях их власти тоже часто прибегают, по сути, к террористическим методам в отношении сопротивляющихся реваншу общественных или политических сил. К сожалению, под определение такого рода «государственного терроризма» по всем признакам подходит и политика федерального руководства России в отношении Чеченской республики. Однако, поддержание атмосферы напряженности и постоянной угрозы насилия в Кавказском регионе направлено на общественно-политическую оппозицию реваншу лишь «опосредованно», т.к. борьба с «бандитским народом» требует от всех особой бдительности, а значит более жесткой (тоталитарной) внутригосударственной дисциплины.