Михаил Ситников
Маловероятно, что кто-либо сомневается в том, что Россия и наиболее развитые страны Запада, представляющие привычно называемую «христианской» цивилизацию, столкнулись сегодня с организованным террором, имеющим преимущественно исламистские корни. Равно, как не существует сомнений, что фантастика, пугавшая своих читателей нашествиями монстров-инопланетян, каким-то образом умудрилась упустить из виду вполне реальную угрозу, на вероятность которой еще несколько десятилетий назад указывали реалистично мыслящие историки и социологи. В результате, теперь мы вынуждены констатировать, что на планете полным ходом идет самая настоящая новая мировая война, не имевшая до сих пор аналогов если не по качеству, то по масштабу. Такое не укладывается ни в какую логику, но ни агрессор, ни жертва в этой войне чаще всего даже не догадываются о ее действительной причине, принимая за таковую повод – одни для совершения злодеяний, другие из-за ощущения полной незащищенности. Но терроризм, сам по себе, явление не такое уж новое для истории. Другое дело, что ранее он проявлялся относительно локально, тогда, как нынешний глобальный всплеск уродливой идеологии «без идеи», выстроенной на базе вульгарного восприятия одной из мировых религий, стал возможным из-за глобального же системного кризиса, в пору которого вступает человечество в целом.
Для того, чтобы иметь представление о природе и степени угрозы, которую представляет собой терроризм, недостаточно констатировать совершенные злодеяния с неуклонно растущим количеством бессмысленных невинных жертв. Недостаточно гнева общественности или жесткой политики в отношении этого отдельных государств. И тем более, недостаточно нелепых дальневосточных военных учений с использованием в них российских танков и авиации. Врага, который объявился у всего человечества, независимо от различий между политическими системами, необходимо увидеть и рационализировать понять. Будучи неясным, непонятным, неопознанным, «не переведенным» на язык адекватных общечеловеческих представлений, терроризм, как нетрудно убедиться, практически не встречает существенного сопротивления со стороны своих потенциальных жертв. Хотя его история и условия, в которых он стал проблемой планетарного масштаба, могут прояснить довольно много.
Впервые террор был взят на вооружение основателем «государства ассасинов», предводителем суфиев шиитского толка Хасаном ас-Саббахом еще в XI веке. Несмотря на то, что суфизм, это одно из самых мистичных направлений в Исламе, изучающее вопросы сущности Божества и духовной природы человека, ас-Саббах в силу определенных обстоятельств стал создателем первой в истории организованной террористической структуры.
После краха Сельджукской империи, которая прославилась обширными завоеваниями, но просуществовала менее 20 лет, на территории современных Ливана, Ирана и Сирии начались кровавые междуусобные конфликты. То ли по причине самосохранения, то ли усмотрев в этом удобный момент для стяжания власти, Хасан ас-Саббах изменил суфийским принципам и превратился в подобие «теневого правителя». Он организовал неподалеку от иранского города Казвина хорошо укрепленную резиденцию, которая находилась на вершине горы Эльборс, и занялся изобретением подходящего учения или, как сказали бы мы сейчас, формированием идеологии, благодаря которой мог бы создать полностью управляемую организацию, с помощью которой стало бы возможным достижение им личных целей.
Смысл нового учения ас-Саббаха заключался в том, что люди страдают от насилия, междуусобицы и других бедствий потому, что несчастны. Однако, он знает, как сделать их счастливыми. Но для этого от них требуется полное послушание ему – ас-Саббаху, который, впрочем, не только ас-Саббах, а еще и непостижимый «святой имам» Шейх эль-Джебель. Обучаясь, последователи этого «святого» проходили через определенные для них ступени посвящения, которые достигались психологическими тренингами с употреблением наркотиков-галлюциногенов, в основном опия. В связи с этим надо заметить, что даже название ассасины - это искаженное во французской транскрипции восхождение к арабскому слову «хашшишин» куритель гашиша.
Чтобы обладать полным доверием своих адептов, ас-Саббах прибегал и к технологическому обману. В частности, им был создан так называемый «тайный сад», куда время от времени помещались ученики, находящиеся в состоянии наркотического опьянения. Там, в соответствии с описанием рая, заимствованным из Корана, их встречали и всячески ублажали юные девы и мальчики, там они отведывали даже вино. А затем были безмерно благодарны «святому», устроившему им посещение рая при жизни.
Но, для того, чтобы вернуться туда после смерти навсегда, ученики должны были беспрекословно повиноваться ас-Саббаху и не раздумывая выполнять все его приказы. Не стоит удивляться, что приказы заключались в основном в физическом устранении тех или иных значимых политических фигур того времени с целью обретения власти над их землями и имуществом: цель ас-Саббаха полностью соответствовала средствам.
Сфера деятельности новоявленного «святого шейха» стремительно расширялась, а аппетит увеличивался. На месте резиденции довольно скоро появилась неприступная крепость Аламут, а сам ас-Саббах задался идеей установления личной власти над всем Ближним Востоком. Бывший суфий стал профессиональным организатором наемных убийств, принимавшим заказы различных местных правителей на уничтожение соперников. Но кого убить, а кого пока оставить, решал сам, исходя исключительно из собственных интересов. В результате такого хорошо налаженного «бизнеса», ас-Саббах застроил ближневосточную равнину своими крепостями до самого средиземноморья. Следующим его шагом было совершенствование воплощаемой идеи в виде создания на базе существующей сферы влияния альтернативы существующим в ее пределах государствам.
«Святой» стал вовлекать в сферу своей деятельности простое население крестьян и мастеровых, бродяг и торговцев, то есть, народ. Всем, поддержавшим его, он гарантировал безопасность от какого-либо произвола со стороны других разбойников или местных властителей. И довольно скоро, ассасины растеклись по огромным территориям, а заодно многократно умножили свой численный потенциал. Теперь число самоотверженных до безумия, готовых принять смерть, лишь бы выполнить волю ас-Саббаха «боевиков», стало исчисляться не десятками или сотнями, а десятками тысяч. Таким образом, было создано первое в мире террористическое образование, имевшее все признаки государства того времени. Точнее, сетевой, в современном понятии, антигосударственной структуры.
Хотя ас-Саббаху и не приходилось тратить много усилий, чтобы поддерживать подконтрольные ему территории в состоянии неустойчивости, он прекрасно сознавал, что такие свойства любой государственной системы, как стабильность и относительное благополучие населения сильно осложнили бы ему жизнь. Поэтому, он широко использовал ассасинов не только с целью политически оправданных убийств, но и для намеренного поддержания атмосферы страха и неуверенности среди населения. Поэтому насилие и убийства постепенно все больше превращались в массовые, не оправданные никакими целями. Случайным, ни в чем не повинным людям приходилось становиться жертвами, просто ради устрашения остальных.
В приближении смерти, Хасан ас-Саббах назначил наследника, которому предстояло продолжать его черное дело. Полу-орден, полу-государство ассасинов, следуя заветам своего основателя продолжало уничтожать все и всех, способных оказать какое-то влияние на контролируемую территорию с целью улучшения условий жизни. Родоначальниками терроризма был убит даже знаменитый правитель Латинского королевства Иерусалима Конрад Монферратский, делегированный на Ближний Восток королем Ричардом Львиное Сердце. Его, как и многих других перспективных государственных деятелей тех времен асасины убили, пробравшись в покои под личиной христианских монахов. Надо уточнить, что все убийцы непременно погибали, и знали о неизбежности мучительной смерти, еще готовясь исполнить приказ очередного «святого», исполняющего роль Шейха эль-Джебеля. Но, что это по сравнению с ожидаемой «вечностью в окружении гурий»? В этом отношении их можно считать прообразом современных шахидов-самоубийц, способы подготовки которых – доведение с помощью наркотиков до фанатичной уверенности в бесценности посмертной «награды», не претерпели сколь-нибудь заметных изменений до сих пор.
Ассасины терроризировали Ближний Восток, немного недотянув до двух столетий. Им не приходилось заботиться о состоятельности земель и населения – они их только «контролировали», за счет чего могли вести свое безбедное паразитическое существование. Но с середины XIII века Палестина и Сирия подверглись натиску войск монгольского хана Хулагу, который быстро оценил опасность последователей ас Саббаха, и захватив по очереди все их многочисленные крепости, не оставил от них камня на камне. Ассасинов же, всех до единого, вплоть до детей, вырезал.
Пример появления, развития и гибели террористической системы Хасана ас-Саббаха позволяет убедиться, что уже тогда, в начале прошлого тысячелетия, одним из определяющих условий успеха терроризма была общая неустойчивость, неорганизованность, тяжелая кризисная ситуация, в которой находились потенциальные объекты агрессии. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, что те же условие наблюдаются и в наше время. Но это лишь один из факторов, обеспечивающих расцвет терроризма в наши дни. Нельзя исключать из числа таковых и религиозную составляющую, которая во времена ассасинов тоже присутствовала, хотя и была менее актуальной, чем теперь. Вспомним: основатель первой террористической организации в истории был представителем мистического направления суфизма, извратившим религиозное учение, но оставившим его атрибутику и главные аргументы – фанатичную религиозность, идею райского воздаяния после смерти вечного наслаждения, как награды за верность и абсолютное послушание.