20. Уже в двадцатые-тридцатые годы ХХ века в своей книге "Политическая романтика" Карл Шмитт предостерегал против теологического подхода к политике, который может только препятствовать политической прагматике. См. Шмитт К. Политическая романтика. Спб., 1999.
21. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 79–80.
22. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 87.
23. См. об этом подробнее: Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988; Ср. Также интересные в теоретико-методологическом плане выводы Е.Б. Шестопал в ее исследовании "Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии" (М., 2000). Хотя, на наш взгляд, если не гипостазировать генетические или же исторические механизмы трансляции культурного опыта человечества (а именно об этом должна вестись речь), то и смутно уловимые глубинные генетические, и лежащие на поверхности историко-культурные воздействия на человека (а, говоря шире, и нацию — как коллективного человека) в процессе социализации индивида или же идентификации нации отчетливо проявляют себя в социальном характере, обусловленном как объективными, так и субъективными предпосылками-условиями.
24. "Появлению движения способствуют организационная структура, доктрина, идеология, ритуал, а иногда униформа и знаки отличия, одним словом, все, что собирается под знаменем движения и именуется его культурой. Но вначале действуют лидеры. Фактически движений без лидеров не существует. Это означало бы, что все лидеры". (Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 89).
25. См.: Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 91. В качестве примера, Такер приводит давно существующий базовый миф о том, что общество — это совместное предприятие. Миф этот выявляет то, что в глазах членов общества особенно ценно. С этой точки зрения, Америку можно охарактеризовать как сообщество свободных и равных самоуправляемых граждан, преследующих свои цели в обстановке терпимости к религиозным и другим формам различий. Это — "базовый миф" Америки. Термин "миф", подчеркивает Такер, не используется здесь в привычном, иногда пренебрежительном смысле, означающем неправду. (См.: Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 91). Специальный анализ проблемы политического мифа и утопии см.: Васич В.Н., Ширинянц А.А. Политика. Культура. Время. Мифы. М., 1999.
26. См.: Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 91.
27. См. об этом подробнее: Ширинянц А.А. Очерки истории социально-политической мысли России XIX в. М., 1993; Ширинянц А.А. Концепция формирования "нового человека": взгляд из прошлого (Идеологи русского народничества о личности революционера). М., 1995.
28. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1. С. 93.
29. Об этом хорошо сказал К. Маркс, не принимавший многие социалистические концепции вследствие их утопизма и явно доктринальной ориентации. Такой тип мышления "в сущности лишь идеализирует современное общество, дает лишенную теневых сторон картину его и старается осуществить свой идеал наперекор действительности этого же общества" (Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т. 7. М., 1956. С. 91).
30. Можно лишь дополнить ориентационную характеристику, акцентировав деятельность как закономерный результат любой ориентации, обнаруживаемой себя именно в деятельности, в поступке.
31. И.Б. Градинар, например, опирается на множественность типов политических культур, предложенных западными учеными. Это и алмондовское различение англо-американского, континентального (европейского), тоталитарного (индустриального) и доиндустриального типов политических культур; это и "другие типы политических культур: гомогенная, фрагментарная, смешанная, искусственно гомогенная, унифицированная, доминирующая, дихотомная, неразвитая, подданническая, политическая культура участия, массовая, элитарная, индивидуалистическая, моралистическая, интегрированная, гражданская и др.". При этом И.Б. Градинар считает, что "все они объединены одной основой: их параметры и значения выводятся исключительно из сферы сознания, у многих отсутствует фактор культурного пространства, „ареал политической культуры"".(См.: Градинар И. Политическая культура: мировоззренческое измерение. Ч. 1. СПб., 1966. С. 5–6) На наш взгляд, принять этот тезис означает, что деятельность, политические движения и лидерство, институты и политическая система, которые включают в политическую культуру большинство политологов, относятся к "сфере сознания", а архетипы, традиции, базовые мифы — не включаются в "ареал политической культуры", не признаются "культурным пространством" политики.
32. Так, например, к наиболее существенным структурам политической культуры, представляющим основания для ее классификации, А.И. Соловьев относит: а) дифференцирующие политико-культурные явления с точки зрения исторических эпох, формаций или различных временных периодов; б) раскрывающие содержание политической культуры различных социальных носителей и субъектов (классов, слоев, групп, страт, наций, демографических, территориальных, референтных или иных общностей); в) характеризующие политическую культуру с точки зрения отношения к господствующему режиму правления (официальная и реальная политические культуры); г) дифференцирующие политическую культуру по отношению к общественному прогрессу (реакционная, рациональная, пессимистическая и др.); д) характеризующие социальную, идеологическую направленность социокультурных явлений в политической сфере (социалистическая, буржуазная, мелкобуржуазная политические культуры и т. д.); е) раскрывающие содержание политической культуры в соответствии с характером режима правления (тоталитарная, авторитарная, демократическая, плюралистическая и т. д.); ж) характеризующие политическую культуру на основании выполняемых ею функций (идеологическая, прогностическая, оценочная, коммуникативная и др.); з) освещающие основные формы ее существования (рефлексивная, деятельностная и овеществленная); и) характеризующие ее морфологическое строение (идеалы, принципы, нормы, традиции, мотивы, стимулы, установки, навыки, умения, действия). См.: Соловьев А.И. Культура власти на политическом перекрестке эпох // Власть. 1998. № 2. С. 15–23.; Византийский стиль: культура власти российской элиты // Дружба народов. 2000. № 7. С. 151–163.
33. В примечании редакции "Полиса" к публикации русского перевода главы из этой книги говорится о том, что "в книге Алмонда и Вербы" (гл. 1) выделяются три основных типа политической культуры: приходская, где нет конкретизации политических ролей и где ориентации обыкновенно не конкретизируются; подданическая культура, где отношение к политической системе в целом является пассивным; третий тип — культура участия, в которой члены общества четко ориентированы на систему в целом…" (См.: Полис. 1992. № 4. С. 122). В связи с этим добавим, что как бы не называли тип культуры: "приходская" или "парохиальная", "участия" или "партисипаторная", содержание концепции Алмонда и Вербы от этого не меняется.
34. Almond G., Verba S. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton N-Y., 1963. P. 17–18.
35. Almond G., Verba S. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton N-Y., 1963. P. 19.
36. Almond G., Verba S. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton N-Y., 1963. P. 19.
37. Rosenbaum W. Political Culture. N-Y., 1975. P. 27. См. также: Современная политическая наука: основные направления / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 1998. Главы 7, 8, 11.
38. Здесь мы невольно оппонируем исследователям, утверждающим что "понятие "культура" в концепции политической культуры свободно от ценностных коннотаций что нет никаких высоких и примитивных культур, не может быть больше или меньше культуры, одна культура не есть ступенька по отношению к другой, что Культура — это совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в этом обществе или в этой социальной группе. (Berg-Schlosser D. Politishe kultur // Pipers Worterbuch zur Politik. Munchen, Zurich, 1989. Bd. 1, T. 2. Politikwissenschaft. S. 32.) Если это так, то деление (алмондовское) культуры на "массовую" и "элитистскую" субкультуры, а также само представление о "фрагментированных политических культурах", "вертикальных" и "горизонтальных" субкультурах теряет всякий смысл.
39. Элиот Т.С. К определению понятия культуры: Заметки. М.-L., 1968. С. 44. Такая ситуация чревата возникновением некоей "кастовой" системы, т. е. такого разделения между "элитой" и "массой", когда "господствующий класс начинает считать себя вышестоящей расой". (Элиот Т.С. Единство европейской культуры // Элиот Т.С. К определению понятия культуры: Заметки. М.-L., 1968. С. 163.
40. Керк Р. Многообразие и единство в культуре // Культурный консерватизм в США. Пермь. 1995. С. 60.
41. Субъективные ориентации и действия индивида, ориентации и действия групп, коллективные ориентации и действия народа.
42. Т. е. по способам формирования политических ориентации и в целом функций политической системы.
43. Консервативно-радикальная, консервативно-либеральная, лево-радикальная, право-радикальная и т. д.
44. От греч. endemos — местный.