Таким образом, национальные правители пытаются превратить казахский язык в язык промышленности, образования, медицины, научно-технического прогресса, а также каким-то образом превратить язык индивидуальной культуры казахов в язык межнационального согласия для всех других национальных культур Казахстана. И все это делается с целью доказать независимость своей казахской "государственности" от русского языка и от советского прошлого. Однако реальная практика жизни заставляет сделать другой вывод: независимость от русского языка означает независимость от главных функций государственности – независимость от науки, независимость от высшего образования, независимость от закона и независимость от межнационального согласия. Государственный язык выполняет функции цивилизации (общего), а не функции культуры (особенного) – как на макроуровне общества, так и на микроуровне внутри каждого гражданина. И для русских сейчас главное больше не вмешиваться в политику языкового вопроса – пусть казахи настойчиво борются против самих себя и против цивилизации Казахстана…
Независимость от благодарности
Отшумел помпезный и феерический праздник в честь двухтысячного юбилея Тараза. Однако русскоязычные национальности оказались лишними на этом празднике "казахосферы" и нечаянным недоразумением для национальных организаторов праздника, которые даже не посмотрели в сторону русскоязычных таразцев, что, впрочем, не добавило им чести и не принесло в их лице уважения ко всему казахскому народу. Подчеркнуто разговаривая на исключительно казахском языке и прославляя великих казахских деятелей, они даже не удостоили вниманием и не произнесли ни одной фразы на общенациональном языке в адрес половины русскоязычного населения Тараза, не говоря о том, чтобы обратиться к ним с речью и поблагодарить за огромный вклад в создание и возрождение этого древнего города. Именно поэтому жители города – и русскоязычные и, главное, сами казахскоязычные граждане, считающие себя достойными людьми, способными уважать как себя, так и всех других казахстанцев, выразили свой протест такой "мудрой" организации праздника и подписали обращение, переданное в Ассамблею Народов Казахстана.
Отождествляя дату 2000 лет с "древней" историей казахского народа, устроители праздника даже не соизволили заглянуть в исторические архивы и составить ясную хронологию развития Тараза. Этот город, который нельзя назвать городом до XVIII-го века, был полностью разрушен и существовал с XIV-го до XVIII-го века как древние развалины, а земли вокруг этих развалин использовались казахами под кочевья и упоминаются в описании военного похода казахского хана Касыма в 1513 году. В XVIII-ом веке эти земли были захвачены Кокандским ханством узбеков, и на месте развалин Тараза в 1826 году ими была построена крепость Наманган-коче. В 1864 году переименованный Аулие-ата был штурмом взят отрядом российских войск, пришедших из Верного, и стал частью Туркестанского генерал-губернаторства. В это время в городе проживало пять тысяч узбеков и всего лишь три семьи казахов шымырского рода, а город представлял из себя крепость с глинобитными домиками и чахлыми пыльными проулками (Ердавлетов "Тараз – Аулие-Ата – Джамбул", 1984 г. Алма-Ата). И только с приходом русскоязычных народов началось развитие Тараза и его превращение в понятие "город": появились первые кирпичные новостройки, стали сооружаться первые фабрики и к началу ХХ-го века город имел 17 фабрик и заводов, военный госпиталь, больницу, единственную библиотеку и городское училище, 3 церковные школы и 21 мечеть (медресе). После прихода советской власти процент русскоязычного населения многократно увеличился, а город Тараз получил второй мощный толчок цивилизации: в 1920 году была построена первая электростанция, положившая начало крупному промышленному производству, росту населения, развитию образования, науки и культуры. Семь десятилетий развивалась вся экономическая, культурная и административная инфраструктура города, а также его области, и огромную часть этого упорного труда и воздвигнутого капитала совершили русскоязычные национальности, составлявшие больше половины населения таразцев до развала СССР.
Однако для национальных политиков независимого Казахстана труд русскоязычного населения Тараза с 1864 по 2002 год очевидно означал дичину империализма и сырьевую колонизацию казахских земель, и 2,1 млрд. тенге (цена одной фабрики), которые были выделены Таразу в честь юбилея, являются гораздо более значимым вкладом для "национального самосознания" многострадального казахского народа. В период 1992-2002 годы город Тараз и его область покинули около 70 тысяч русскоязычных. И если после празднования юбилея у 5-10 тысяч русскоязычных таразцев укрепилось намерение бросить Казахстан, то этот процесс являет собой яркий пример истины в действии, т.е. той истиной межнациональной политики, которая осуществляется казахскими политиками в реальной действительности. Политика двойных стандартов – с одной стороны для "казахосферы", а с другой стороны для остальных казахстанцев, – является естественным свойством и визитной карточкой искусства шоу-политики в Казахстане. Ведь декоративная и высокопарная "политическая реклама" межнационального согласия во всех СМИ и перед международным сообществом приносит хорошие политические дивиденды и международные инвестиции, а также высокую "ликвидность" рейтинга у электората.
В целом же, пример развития города Тараза отражает повсеместную схему становления и развития других казахстанских городов: сначала, при царской России, происходит основание военных крепостей российскими войсками и освобождение от захватчиков – джунгар, Кокандского ханства, затем вслед за военными начинается миграция русскоязычных в эти крепости, их подъем и строительство, и далее – эпоха советской власти, процесс русификации и индустриализации. Следует подчеркнуть, что Казахстан по сравнению с Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией оказался в более выгодном геополитическом, экономическом и социальном положении. Это объясняется прямым географическим соединением с территорией России, а значит более ранними и коренными отношениями с царской Россией, в результате чего Казахстан получил самую высокую пропорцию русификации своих территорий, и значит, имел самый большой производственный и созидательный потенциал в республике. По государственной статистике, казахское население в 1959 году составляло 29%, а в 1989 году – 40%, из всех же трудящихся в промышленности по соответствующим годам было 7% и 21% работников казахской национальности, а в научных сферах деятельности эта пропорция еще меньше. Из 36% казахского населения в 1979 году только четверть – около 9% – проживали в городах (эти 9% казахов в 1979 г. составляли ровно пятую часть от всего городского населения РК) и адекватно этой пропорции, так сказать, вносили свою лепту в создание казахстанской цивилизации, ведь по статистике в этом же году казахи составляли лишь десятую часть от всех рабочих в промышленности. Зато сколько мнит из себя в настоящем исконная национальность, имея не более четвертой части исторических заслуг в создании казахстанской цивилизации. Самая высокая русификация Казахстана при СССР является главным фактором того, что Казахстан в настоящем имеет самые лучшие показатели во всех сферах жизни и стоит на голову выше этих четырех республик Средней Азии. Ведь этим республикам исторически не повезло – у них не было две третьих русскоязычного населения, поэтому, когда развалился СССР и произошел распад экономических связей, в республиках Средней Азии произошел регресс и возврат к самобытной отсталости, другими словами, они неуклонно возвращаются туда, откуда их подняла Россия в лице царской и советской власти. А казахи после развала СССР бахвалятся на весь мир современным Казахстаном, который построили и создали неказахи.
Казахские националисты этот факт более высокого развития Казахстана объясняют своей национальной исключительностью или наличием в абстрактном прошлом великих империй гуннов, тюрков и т.д., которые каким-то образом, наверное, с помощью археологических останков, легенд и преданий, построили настоящий уровень цивилизации Казахстана. Казахские националисты настойчиво и синкретично продолжают путать науку, лежащую в основе цивилизации (физика, химия, математика, биология), с культурой – литературой, философией, древнетюркскими письменами и т.д. Они также пытаются аргументировать разными учеными Востока (например, арабоязычным Аль-Фараби), однако уровень и объем знаний таких ученых не имеет никакого отношения к научным знаниям XIX-века, лежащих в основе первых зачатков промышленности, энергетики, политико-экономических процессов. Ведь первые фабрики и технологии XIX-го века не создавались с помощью знаний древнетюркской рунической письменности или кипчакского письменного памятника "Кодекс куманикус". И первые электростанции в начале XX-го века отнюдь не создавались с помощью философского или литературного наследия казахских мыслителей. В настоящее время у многих казахских граждан хватает наглости обвинять Россию в том, что Казахстан был сырьевым придатком России, здесь возникает элементарный вопрос: если бы русскоязычные этносы не основали и не построили инфраструктуру металлургической, угледобывающей, нефтехимической, военной промышленности, энергетики, транспортных коммуникаций и градостроительного комплекса, то что имели и кем были бы сейчас казахи? Это они называют сырьевым придатком? Или им мало?! Чем был бы сейчас Казахстан без этой инфраструктуры и без русского языка? И на что были бы способны сами казахи, если в создании казахстанской промышленности до 1980 года участвовало лишь 10% казахов от всех рабочих в промышленности?
Независимость от интернационализма