Государства, основанные на этничности, обречены на привилегии титульных народов и угнетение национальных меньшинств. Большинство национальных движений, самоопределяющихся от центра, ставит право нации выше прав человека. Томас Венцлова по этому поводу констатировал: "Cлово "нация" в Литве сегодня особенно часто пишется с большой буквы...".
Еще классики марксизма утверждали: "Никакая нация не может быть свободной, продолжая в то же время угнетать другие нации". Возрождение одних наций не должно происходить за счет ущемления интересов других. Право самоопределяющегося литовца или хорвата кончается там, где оно начинает становиться бесправием русского или серба.
Два с половиной года потребовалось Литве для переоценки ценностей, для осознания того, что часть радикально настроенных деятелей "Саюдиса" во главе с В.Ландсбергисом пошла по пути авторитаризма, осуждения всех своих союзников, личного обогащения. Один за другим покидали "Саюдис" или становились его оппонентами наиболее видные из бывших его деятелей. Осенью 1992 года "Саюдис" проиграл выборы в Сейм Литвы, а 14 февраля 1993 года - выборы Президента. Четвертым Президентом в истории Литвы стал А.Бразаускас, чей авторитет рос пропорционально падению авторитета В.Ландсбергиса. После трудных во всех отношениях первых лет государственной независимости Литва услышала, наконец, из уст всенародно избранного Президента то, что так долго ждала - призыв к миру, стабильности: "... если мы хотим как можно быстрее преодолеть глубокий кризис, необходимо забыть о том, что нас разъединяет, и сосредоточиться на том, что объединяет. Гражданское согласие - священная цель всех политиков".
Может быть Литва переболела национализмом, национал-популизмом и теперь сумеет поставить интересы человека выше интересов нации?
Список литературы
Н.А.Баранов. Издержки национально-государственного суверенитета