Смекни!
smekni.com

Геополитическая модернизация как стимул разрушения геополитических структур (стр. 1 из 4)

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата будут определены следующими реалиями и положениями. Анализ истории и современного состояния мирового развития показывает, что судьбу различных государств, в том числе и России, будет определять взаимодействие двух тесно связанных групп факторов внутреннего и международного характера.

Исходя из того, что проблема воздействия на военную безопасность внутреннего положения страны - тема для самостоятельного разговора и главные источники военной опасности находятся за пределами государства, следует подробно остановиться на специфике воздействия внешней среды на безопасность России.

Вхождение России в систему современных военно-политических отношений произойдет под воздействием трех основных факторов:

-разрушения старых геополитических структур;

- конкуренции;

- активного использования военной силы в решении спорных международных и внутренних проблем.

Нестабильность мирового порядка, вызванная ломкой прежней системы геополитических координат и появлением новых центров сил различного масштаба, сама по себе превращается в мощную силу, оказывающую влияние на политику стран, жизнь регионов и планеты в целом.

Нестабильность вынуждает государства серьезно корректировать все виды политики, в том числе и военную.Исчезновение одного из полюсов геополитического магнита (каким являлись страны социализма и их союзники в «третьем мире») вызвало новые процессы в международной и внутренней жизни, которые отстают от скорости их аналитической проработки и не позволяют политикам эффективно прогнозировать развитие ситуации и предпринимать соответствующие практические меры.

Кроме того, происходит реанимация старых, доблоковых противоречий, вызванных образованием суверенных государств. Большинство их за точку отсчета государственности и геополитического статуса взяли 20-е и 40-е годы XX века. Практически происходит энергичная перекройка геополитической, региональной и межгосударственной структуры отношений. Поскольку прежняя структура по своим масштабам и содержанию является достаточно громоздкой, а процесс ее демонтажа лавинообразен, то рассчитывать в ближайшее время на стабильность в мире и регионах не придется. Решение и относительное завершение проблем и процессов на одном уровне неизбежно вызовет каскад новых проблем на другом уровне или в другой сфере жизнедеятельности стран, регионов и мира в целом.

Через систему международных связей нестабильность в отдельных частях света и регионах неизбежно распространится на пока еще относительно стабильные районы и вызовет к жизни неизвестные до сих пор процессы и явления в политике, экономике, духовной жизни и военном строительстве государств, и следовательно, в способах применения силовых структур для обеспечения национальных интересов.

Опасность разрушения геополитических структур заключается еще и в том, что в условиях постоянно меняющейся структуры международных отношений, трудно рассчитывать на эффективность международного права и международных организаций, созданных в условиях относительной стабильности. Вчера все многообразие международных отношений, в конечном счете, было привязано к характеру взаимоотношений между двумя общественно-политическими системами. Сегодня крушение биполярного мира вызвало к жизни такие процессы и явления, для которых прежние правовые рамки и международные законы явно устарели. В этой ситуации мировое сообщество вынуждено искать новые правила жизни на обновленной планете.

1. Влияние современной политической модернизации на установление новых правил мирового порядка

В современном мире существует высока вероятность того, что соперничество между влиятельными сегодня государствами и вновь возникающими лидерами регионального масштаба выльется в попытку создать международные законы «под себя». Не исключено, что попытки этого рода станут новым источником нестабильности международных отношений.

Основанием для подобного сомнения служит сама природа международного права. Оно своим появлением обязано стремлению стран зафиксировать в юридической форме результаты долгих и мучительных споров, которые происходили на международной арене. Причем силовому аргументу принадлежала здесь чрезвычайно важная роль. Закономерностью стало то, что после крупного международного спора правила поведения диктуют в мягкой или жесткой форме победители.

Эти правила сводятся к следующему:

- новый международный порядок устанавливается в результате спора с позиции силы (это подтверждает история Лиги наций, судьба Версальской системы после первой мировой войны и образование ООН);

- победители имеют в рамках данного порядка привилегированное положение (так, например, статус «великой державы» как постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето получили страны-победительницы во второй мировой войне);

- международный порядок имеет ярко выраженную направленность против побежденных (так, после второй мировой войны это унизительное положение заняли Германия и Япония. После окончания «холодной войны» на нижние ступени международной иерархии загоняются бывшие республики СССР и страны бывшей системы социализма);

- субъектом безопасности при создании международной системы безопасности признается государство. Как показала историческая практика, исчезновение государства по различным причинам автоматически ведет к утере безопасности и общества, и личности на территории, которую оно раньше занимало.

Распад Варшавского Договора, СЭВ, СССР на рубеже 90-х годов продемонстрировал уязвимость именно этого принципа международной безопасности. Новые реалии, в том числе и военно-политические отношения, вступили в противоречие со старыми правилами международного порядка. Оказалось невозможным подогнать под прежние международные правила процессы суверенизации на территории бывшей Югославии и Советского Союза.

Однако кроме объективной причины несовершенства международного права и его невозможности учесть интересы всех, существуют всегда субъективные причины пересмотра его содержания, заложенные в исторических минах нерешенных вопросов. При соответствующих условиях реваншизм обиженных из скрытого желания превращается в целенаправленную политику. И вот уже побежденная в прошлой войне Германия пытается пересмотреть все заново.

«Процесс пошел», как известно, с момента объединения Германии. Сам по себе этот факт и стремительное разрушение Советского Союза, и появление новых суверенных государств, по существу, перечеркнули незыблемость границ, закрепленных после второй мировой войны. Но об этом гигантском повороте истории тогда не принято было говорить, поскольку все увлеклись процедурой гибели коммунизма в Европе. Между тем побежденные во второй мировой войне только ждали повода, чтобы в практическую плоскость перевести свои мечты. И он был представлен.

2 января 1990 года новоизбранный президент демократической Чехословакии Вацлав Гавел, выступая в Мюнхене, принес извинения судетским немцам за постигшие их лишения и страдания.

Подобного заявления на официальном уровне немцы не слышали ни от одного народа за свою послевоенную историю. По мнению наблюдателей, это потрясло многих, поскольку внешнее благородство скрывало непродуманные и очень опасные последствия для всего мира. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно Гавел открыл в Мюнхене «ящик Пандоры». Он протянул палец - немцы ухватили руку.

18 января 1996 года в интервью газете «Франкфурт альгемайне цай-тунг» министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель сделал сенсационное заявление глобального характера: он провозгласил, что по мнению немецкой стороны, потсдамские соглашения не являются правовой основой выдворения немцев, а могут рассматриваться не более как политических декларации.. Бонское министерство объяснило это так: Германия в Потсдамской конференции участия не принимала. Выходит, что меры по обузданию боевика-агрессора, намеченные на исторической конференции, не могут считаться законными без визы... самого агрессора.

Между прочим, согласно документу Потсдамской конференции определялись принципы послевоенного устройства Европы (в том числе определения западных границ Польши, передачи Советскому Союзу Кенигсберга, известного ныне как Калининград). Наблюдатели склонны усматривать в сегодняшней ситуации аналогию с Версальским договором 1919 года, аннулировав который, Германия начала восхождение ко второй мировой... Версальский договор, закреплявший обязательства капитулировавшей Германии, стараниями Адольфа Гитлера стал всего лишь клочком бумаги.

Исходя из этой закономерности изменения международного права под натиском конкретно-исторических обстоятельств, следует ожидать обострение отношений по всем пунктам Потсдамского соглашения. Это значит, что не за горами «разборки» Германии и Польши, активное проникновение Германии в Прибалтику (сначала через Мемельский край, Клайпеду), глубокое ее распространение на юго-восток, используя разрушенную войной Югославию и своего давнего союзника - Хорватию.

Разумеется, и проблема Кенигсберга-Калининграда станет притчей во языцах многих встреч с российскими официальными лицами и темой дискуссий в печати. Соответствующего поведения следует ожидать и от других побежденных во второй мировой войне и прежде всего Японии. Фактор нестабильности стимулируется в современных условиях конкуренцией государств и центров силы.

2. Влияние мировой политической модернизации на обострение конкуренции между странами. Конкуренция как стимул разрушения геополитических структур

Конкуренция как неотъемлемое качество рыночных отношений, занимающая сегодня господствующее положение в мире, в ближайшее время с новой силой проявится во всех сферах (экономической, поли­тической, технологической, духовной, а также военной) жизни и дея­тельности мирового сообщества. Следует отметить, что исчезновение с исторической арены Советского Союза нельзя не рассматривать в от­рыве от жесткой конкурентной борьбы, которая происходила в про­шлом.