2. Духовная культура о-ва – элементы отдельных форм общественного сознания, которые, будучи взяты в совокупности, составляют: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
3. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни.
Проявления кризиса в области духовной культуры:
Билет № 15
1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
1. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIXв. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т, е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
2. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю какциклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый конец истории либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.
Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера, Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Регресс - обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.
Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
3. Что является критерием прогресса:
а) французские просветители (Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.) - развитие разума, степень разумности общественного устройства.
б) А. Сен-Симон - состоянию общественной нравственности.
в) Г. Гегель - степень сознания свободы.
г)К. Маркс - развитие производительных сил.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставитьличности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства.
2. Политический статус личности.
1. Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности:
а) избирательное право - то есть право избирать и быть избранным
б) свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений.
в) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
2. Для определения политического статуса личности важны политические функции, роли, которые она в ней выполняет.
Политическая роль личности – это ф-ии, к-е выполняет ч-к, в соответствии с его пол. статусом.
3. Виды пол. участия:
а) разовое
б) эпизодическое
в) временное
г) постоянное
4.Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль.
Этапы политической социализации личности:
а) 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
б) 2-й этап — период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
в) 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида,включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
г) 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли.
Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Билет № 16
1. Развитие знаний об обществе, Общественные науки.
1. В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления.
а) мифологическое сознание (предания и мифы народов мира).
б) философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и Аристотеля).
в) Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика).
г) Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).
д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).
2. Общественные науки:
а) социология,
б) политология,
в) культурология,
г) история,
д) религиоведение,
е) экономика и мн. др.
3. Специфика социального познания в том, что:
а) Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.
б) Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт.
в) Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей.
г) Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.
д) В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок.Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей она есть результат диалога.