Смекни!
smekni.com

Вопросы и ответы по курсу политологии (стр. 10 из 15)

В 90-е годы в политической жизни России участвуют со­циальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, об­щественные движения, гражданские инициативы, любитель­ские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оцен­кам экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.

Этот взлет общественной инициативы особенно четко про­явился во второй половине 80-х годов. Наряду с традицион­ными общественными организациями (профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать много­численные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальным движением.

Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от националь­ных и националистических до космополитических, от проблем­ных (экологических, например) до любительских объединений по интересам. Что характерно для этих движений?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и офи­циальные регламентации. Создана реальная возможность ре­ализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в до­статочно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бой­цовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффек­тивность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований по­явились организации, группы риска, которые характеризуют­ся не только позитивными целями, но и асоциальными, кри­миногенными устремлениями. Сюда можно отнести и орга­низации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной об­щественной атмосферы.

И наконец, идет глубокая трансформация существовав­ших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных органи­заций символизируют оправдавший себя в истории подход:

чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической сис­темы нового общества еще далеко не реализован. Возможнос­ти людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки соци­альных инициатив.

Вопрос 28

Вопрос о субъекте и объекте политических отношений берет свое начало и переплетается с вопросом о роли личности в истории и роли народных масс в историческом процессе – кто, для чего, над кем и при помощи чего творит историю и осуществляет политические отношения. Долгое время ответы на эти вопросы носили идеалистический характер, то есть, что все процессы в обществе предопределены высшей силой и творятся кем-то извне (Бог, высшее сознание и т.п.) Но с середины 19 века и большинством современных исследователей признается материалистический взгляд, то есть все действующие стороны истории и политических отношений рассматриваются не отдельно от общества, а рождаются в этом обществе и обусловлены реальными, материальными процессами.

Таким образом, субъектом и объектом политических отношений выступает сам человек. Когда мы рассматриваем человека в рамках общества и государства, следует иметь ввиду три основных ракурса понимания человека:

1. Человек как гражданин государства. Человек лишен своих индивидуальных качеств и объединен (уравнен) в своих правах и обязанностях с другими гражданами. Наряду с этим он имеет ряд обязанностей. Все права и обязанности являются юридической основой человека как субъекта политики.

2. Человек как член общества (семья, коллектив и т.п.) Основания действий и деятельности человека – нравственные, эстетические, моральные нормы, в рамках которых устанавливается определенное положение человека в обществе (статус).

3. Человек как личность и индивидуальность. То, что отличает и объединяет.

В силу того, что человек живет в обществе, он не может быть свободным от этого общества. (В этом смысле) Человек выступает объектом политических отношений. Но особенность ситуации в том, что из объекта политики человек превращается и в субъект политики.

Необходимые условия (превращения):

1. заинтересованность в происходящих событиях

2. человек должен осознать свои интересы и потребности; должен понять интересы других, чтобы найти союзников, увидеть противников и осознать свою позицию

3. человек должен понять связь между его интересами и действиями властных структур, так как это позволит осознать свою позицию в отношении к власти

4. человек должен быть информирован, так как неверные знания могут позволить занять неправильную позицию

5. необходимо знать механизмы и правила политической игры

Все это сложно осуществить одному человеку. Именно поэтому даже сильная личность становится субъектом политики, формируя вокруг себя команду, то есть группу единомышленников.

Вопрос 29

Большую роль в процессе превращения человека из объекта в субъект политики играет политическая социализация, которая есть составная часть социализации личности в целом.

Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и ценностей через приспособление и вхождение человека в уже созданные социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.

Социализация идет двумя путями:

1. через социальную адаптацию

2. через интериоризацию

Социальная адаптация – приспособление индивида к данным условиям (отношениям). Разновидность этого типа – конформизм (часто носит негативный оттенок – приспособленчество). Конформизм – принятие существующих отношений под определенным давлением. (Иногда это объясняют внушаемостью человека, но иногда конформизм осуществляется из корыстных соображений). Интериоризация – это когда нормы и ценности общества становятся внутренним убеждением самого человека, его вторым я.

Политическая социализация – вхождение человека в мир политики, что выражается:

1. в восприятии и усвоении политических ценностей и установок, характерных для данного общества и выражающихся в нормах поведения, традициях, историческом опыте.

2. это накопление политических знаний и превращение их в убеждения

3. это приобретение навыков политического поведения, овладение механизмами управление обществом

Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления неполитического характера могут оказать существенное влияние на всю политическую деятельность человека.

Факторы политической социализации:

1. формальные и неформальные общественные институты, в рамках которых человек непосредственно приобретает политические знания и опыт (семья, школа, трудовой или учебный коллектив, армия, церковь и т.д.)

2. СМИ, где знания получаются опосредованно

Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.

Выделяют три этапа социализации:

1. от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей

2. 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства

3. с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой

Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на негативах политической социализации. То, насколько люди политически социализированы в

Вопрос 30

Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень, ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая активность ( например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Россия). Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов активности – очень скользкая тема.

В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:

1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.

2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление.

3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии.