-1 -
СОДЕРЖАНИЕ
1. Происхождение и смысл термина “Государство”.
2. Сущность государства.
3. Выводы.
4. Список используемой литературы.-
-2 -
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ ТЕРМИНА “ГОСУДАРСТВО”.
При всем многообразии подходов к определению понятий “политика”, “политическое” они неизменно опираются на две основные категории - “государство” и “власть”. Властные отношения в той или иной форме присущи всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется через особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным является государство.
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день.
На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм общежития людей. Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов. “Общество, состоящее из нескольких селений, есть, - писал Аристотель, - вполне завершенное государство, достигшее… в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради
- 3 -
потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно яляется завершением их…” Человек, в представлении Аристотеля, есть по своей природе существо политическое. В труде “Политика” философ писал: “ Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, - совершеннейший из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех… Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общества”.
Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств-полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства-вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества. Политическая мысль средневековья развивалась в русле теологического мировоззрения, т.е. оценка властных отношений давались в категориях религиозной доктрины. В новое время появилась договорная теория происхождения государства, которая в немалой степени способствовала формированию современных демократических государств и до сих пор оказывает глубокое воздействие на политические представления их граждан.
В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты. Таким образом, первоначально государство отождествлялось с сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих власть государства и обязательных для него.
Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшественниками
- 4 -
государственных институтов были догосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации человеческих сообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.
Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.
Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений.
- 5-
Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.
Повышение частоты и периодичности контактов между различными сообществами людей усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы правления. Достаточно вспомнить, сколь мощным стимулом для образования государства у германских, кельтских и других племен стало их близкое знакомство с античными Грецией Римом. После завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процесс образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как “царь”, “август”, “августейший”, “империя”, “императорский”, пришли во все европейские языки из латыни.
Дополнительным импульсом для возникновения государственных структур могли служить и конфликты этнически разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие государства складывались прежде всего там, где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении. Однако сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществе социальных групп было хотя и важной, но отнюдь не единственной задачей государства. Разумеется, в течение длительного времени классовая борьба оказывала огромное воздействие на содержание деятельностигосудар-
- 6 -
ственных институтов, на типы и формы государственных образований.
Как мы выяснили, политический институт государство возникает на раннем этапе, в период разложения родового строя. Однако сам термин “государство” впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании и во Франции, позднее - в Германии. С самого начала его содержание определяется развитием современного государства. Исходное латинское слово “status” (“состояние”, в средние века также “сословие”) постепенно приобретает новое значение. Им обозначали приверженцев обладателя власти, затем обладание властью, и наконец, власть как общественную функцию. Начиная с ХV11 в. понятие “государство” также обозначает государственное учреждение. Но помимо этого в смысл данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения в связи с чем исчезают более древние слова “res publika”, “imperium”.