Смекни!
smekni.com

Ересь патриотизма (стр. 1 из 3)

Журнал "Клад истины" http://webcenter.ru/~gaspdm

Ересь патриотизма

"Патриотизм (от греч. patris - родина) - любовь к родине, отечеству..." (Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г. стр. 176).

"Родина (отечество, отчизна) - исторически принадлежащая данному народу территория". (Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г., стр. 316).

Согласно этим определениям, получается, что любовь к Родине - это "любовь" к территории. Ясно, что то, что мы вкладываем в понятие "Родина" не есть просто территория, и что это, все-таки, более широкое, емкое понятие. Оно, очевидно, включает в себя не только территорию, но и людей, на ней проживающих, и государственную власть, действующую на ней, и многое другое. Чаще же всего, под "Родиной"просто понимается государство, где человек родился и вырос, провел детство, социализировался с другими людьми, получил начальное образование и т.д.

Что же означает "любовь к Родине"? Должен ли вообще человек ее "любить"? Как известно, любовь - это христианское понятие: "Бог есть любовь" (1-е Иоанн. 4, 8). А вот является ли христианским понятие Родины?Православная церковь так часто и много проповедует о "любви к Отечеству", - пожалуй, даже больше, чем коммунисты во времена Совдепии, - что у людей формируется стойкое мнение о патриотизме, как христианской ценности. Православных попов можно увидеть практически на любой патриотической или националистической тусовке.

Однако, если мы посмотрим, что на этот счет говорится в Священном Писании, то обнаружим довольно любопытную вещь. В Библии понятию Родины не придается абсолютно никакого значения и ценности. Скорее, наоборот, - если вспомнить, что Авраам с библейской точки зрения поступил правильно, послушав Бога и покинув свою Родину; или, что Раав-блудница "оправдалась верою", по-сути, предав свою Родину (укрыв еврейских шпионов).

В Библии Бог определяется некоторыми абстрактными словами. Например, как уже упоминалось, там говорится, что Бог есть Любовь. Также говорится, что Бог есть Истина, Путь, Жизнь (Иоанн. 14, 6), что это Отец, Сын, Дух Святой, что это Творец всего существующего. Но нигде даже намека нет на мысль вроде "Бог естьРодина".

Но ведь совершенно ясно, что для патриотов, для патриотического мышления Родина как раз выступает в качестве Бога! Иначе говоря, патриотизм - это несомненная ересь с точки зрения библейского христианства, даже, пожалуй, не просто ересь, а совершенно другая религия. Ибо бог у этой религии совершенно другой, не христианский.

Людям, не знающим истинного, библейского Бога, свойственно создавать в своем сознании разных идолов и им поклоняться. Так вот, одним из таких идолов часто становится такое расплывчатое понятие, как Родина. Поэтому, с точки зрения христианства, патриотизм есть не что иное, как разновидность идолопоклонства, идолопоклонства перед Родиной, - что является совершенно очевидным отрицанием 2-й библейской заповеди. Патриотизм - это поклонение Родине.

Христианство - это поклонение Истине, это поклонение Богу-Творцу, создавшего, кроме всего прочего, и эту самую родину. В этом состоит принципиальное отличие этих двух религий.

Христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины. А так как любой христианин живет всегда в конкретной стране, государстве, то, естественно, в первую очередь он будет обращать внимание на то зло, которое делается именно в этом государстве. В отличие от этого, патриот скорее предпочтет не замечать его недостатки, так как он уже заранее сделал из своего государства идола. Для патриотического мышления христианское мировоззрение всегда будет казаться как бы "клеветническим", и те люди, которые обращают внимание на недостатки данного государства, всегда будут восприниматься как своего рода "клеветники".

Патриотическое мышление как бы "объединяет" людей одной страны, одного государства, против людей - граждан другого государства, как бы противопоставляет людей по признаку гражданства. Гражданам "своей" страны патриотическое мышление приписывает свойство "хорошести", а гражданам других стран - свойство "плохости". То есть, оно как бы "делит" мир на "своих" и "чужих" - по признаку гражданства. Поэтому оно приводит к феномену философско-политической паранойи, - когда разные неудачи страны объясняются всегда происками внешних врагов и всякого рода "темных сил". Общество с патриотическим мировоззрением остается слепым, оно не может выявить, вскрыть истинные, внутренние причины неудач, ибо все время ищет их вовне, а идолопоклонство перед Родиной не дает ему "прозреть".

Христианское мировоззрение абсолютно не таково. Оно тоже некоторым образом делит людей как бы на две противоположные категории - "семя змия", то есть, тех, кто откровенно делает зло и "семя жены", - тех, кто старается зла не делать. Это разделение происходит не по гражданскому, а по нравственному признаку, то есть, подразумевается (и совершенно справедливо), что в каждой стране существует как добро, так и зло, и в каждой стране есть как злодеи, так и праведники. И причины различных неудач оно ищет внутри страны, а не вне ее. Оно ищет эти причины во зле, присутствующем именно в данной стране, в неверных взглядах и ошибочных мнениях людей, живущих в ней, в неверных решениях, принимаемых политиками и государственными деятелями.

Библейские пророки всегда обличали именно свой народ в грехах, - то есть, национализмом и патриотизмом они не страдали.

В России общественное мнение традиционно было довольно патриотическим и... антигосударственным. Заметим, что, например, у нас считалось и считается нормой всячески ругать и поносить разных государственных деятелей, правивших в нашей стране в те или иные времена. Считается нормальным и вполне приличным, если ты ругаешь на чем свет стоит Брежнева, Хрущева, Сталина, Ленина, Николая II-го. Всякие споры и различные точки зрения о нашем историческом прошлом чаще всего и сводятся к тому, что деятельность одних государственных деятелей объявляется ужасно вредной для страны, а деятельность других, наоборот, слишком идеализируется. И, что интересно, при этом, Россию как некое абстрактное понятие всегда было принято воспевать. Если, например, человек скажет, что Россия - это дерьмо, то это всегда будет звучать почти богохульством.

С точки зрения христианского мировоззрения на самом деле все должно быть как раз наоборот. В Библии сказано, что "нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены". Иначе говоря, все правители, что в разные периоды правили страной, заслуживают в той или иной степени уважения. А вот сама страна заслуживает уважения и тем более, любви далеко не всегда. Если в стране торжествует ложь, несправедливость и зло, то что тогда понимать под любовью к ней?

Так вот, патриотизм, делающий идола из страны как таковой, предлагает, по-сути, "возлюбить" вместе со страной и все то зло, делающееся в ней, принять существующие в ней ложь, несправедливость, уход от истины. Христианское же мировоззрение, Бог которого - Истина, как раз наоборот, предлагает прежде всего обращать внимание на вышеперечисленные недостатки, требуя их искоренения, ибо оно не идолопоклонничает перед Родиной. В свое время "Архипелаг Гулаг" А.И. Солженицына был сильным ударом именно по советскому патриотизму. Поэтому, несомненно, можно сказать, что это - христианское произведение. Собственно говоря, почему его выслали из страны? Если то, что он написал, было неправдой, то можно было бы честно критиковать его произведение, противопоставляя соответствующие доводы. А если это было правдой, то, очевидно, надо было бы, наоборот, дать ему какую-нибудь Ленинскую или еще какую премию за то, что он вытащил на свет Божий такое зло. Но в том-то все и дело, что это его произведение служило Истине, ущемляя очень сильно именно чувства советских патриотов, идол которых был - Родина. Другое дело, что Солженицын, ниспровергнув одного идола - Советскую Россию, отнюдь не пришел к христианству, воздвигнув другого идола, весьма похожего на предыдущего - царскую, дореволюционную Россию. Он так и не стал христианином, оставшись патриотом России - только России не советской, а идеализированной им, даже, может быть, правильнее сказать, "идолизированной" им России дореволюционной. Это-то и помешало ему понять, что все беды страны были вовсе не в большевиках, свалившихся на нее ни с того, ни с сего (согласно его концепции); сам большевизм был уже следствием другой, более глубокой причины - недостатка библейской христианизированности российского народа.

В Библии есть великолепный пример с Раав-блудницей. О ней сказано, что она оправдалась верой и вообще ее поступок приводится в качестве весьма и весьма положительного примера. (Евр. 11, 31). А что она, собственно, сделала? - Она, попросту говоря, предала Родину. Но во имя чего? - Во имя истины, во имя торжества Бога. Она знала, что завоеватели-евреи подчиняются законам Бога, в то время как ее народ давно отошел от Бога и поклонялся идолам, Сатане. Выбор у нее был совершенно четкий: либо богоотступническая Родина, - и тогда она должна была заложить еврейских соглядатаев своим, либо Бог, - и тогда она должна была скрыть их от своих. Она выбрала второй вариант и в Священном Писании этот ее поступок однозначно одобряется.

Фарисеи не признали Христа Богом опять же, прежде всего потому, что хотели и ожидали не Царя истины и справедливости, а царя - политического лидера, который освободил бы их страну от Римского владычества, - то есть, опять же, потому, что поклонялись Родине, а не Истине, то есть они-то как раз и были настоящими патриотами!

Исторический результат известен - гибель государства в 70-м году н.э. Это лишний раз доказывает, что патриотизм, на самом деле, является врагом государства, - хотя, на первый взгляд, это и кажется парадоксальным.