артикулированном виде (- ибо, ведь, для разумного человека вполне оче-
видна вся не≈разумность, бредовость его -) но чаще бывает это … просто
неартикулированный и злобный аффект, о котором - "ни словом сказать, ни
пером описать"… (Простой "рык" упомянутого здесь выше Медведя) "Раз бом-
бят, значит, "гады". Значит, "Мы должны тоже бомбить". Раз "простёрли
свои щупальца"*2 до Югославии, значит, и мы должны тоже - "свои просте-
реть"… Да тут ещё то, что сербы русским - некие "братья по крови". Вер-
нее, "по духу". "Православные"…
- Вот, тут-то мы и выходим на то, что, пожалуй, ГЛАВНОЕ в этой
статье: вопросу духовному. "По духу" - это какому "духу"?; ду-
ху той одержимости, о какой мы всё тут говорим?… - И это-то
называете вы православием"?!…
§3. О том, что же есть православие:
"В этой войне, на самом деле, и сошлись остатки религий"…
…Если бы мы вышли сразу к религиозным, духовным корням, то нам проще бы-
ло бы говорить. Намного проще было бы что-то понять и тем духовным не-
веждам из высокопоставленных ведомств, которые развязали войну. Ибо есть
смысл утверждать, что в этой войне и сошлись - остатки религий в душе
человека: протестантизма, с одной стороны, и православия - с другой (при
также: так называемом "исламском факторе", с одной стороны, и "еврейском
влиянии" - с другой…).
Заметим, как мы говорим: именно об "остатках" религий, а не о их
самих. Человек сам давно уже не представляет, что есть религия его сама
по себе. Однако, определённый остаток её в нём всё равно сохраняется на
подсознательном уровне: как правило, той психологии, которой предопреде-
лены его действия.
Так скажем, очень легко показать, что вся психология американизма
(в том числе, и упомянутые сейчас выше её черты) есть производное про-
тестантизма. Но также легко показать, что ВСЁ ТО, ЧТО БЫЛО В РУССКОЙ ИС-
ТОРИИ НАЧИНАЯ С 17-го…, есть производное очень сильно деградировавшего в
народной душе православия, "вывернутого наизнанку" и "выпотрошенного" от
всей его собственно же "духовной начинки", и "начинённого" совершенно
другим…
Так, скажем, - откуда в сознании русских "ортодоксов" <- причём, не
важно каких: и "православных", и "коммунистических"…; - в манере самой
этой тех и других себя называть одним тем же словом этим: ОРТОДОКС… ->
то упомянутое выше убеждение, что "мы только верные", а все остальные -
"неверные"?!… - Конечно, это унаследовано, окольными очень путями, от
православия. Православное христианство - как никакое другое - именно
настаивает на своей только верности, и ложности всего другого.
Иное дело, что православие делает это не "голословно", но подтверж-
дает определённым своим содержанием. Которое, как мы сказали здесь, -
"выпотрошено". Но что же тогда остаётся?! - Одна только "форма", или -
одно только "слово", которым удобно теперь называть того самого демона,
и пустоту вместе с ним…
* ------- *
+
28 марта 1999 ночь.00.09 После телепередачи Родиона Часовникова "Преоб-
ражение" и выпусков новостей:
+
как самостоятельное эссе:
о том диком ужасе
З О М Б И Р Е Л И Г И Й
- которым является внешнее "чучело" их без всего остального -
Когда не остаётся уже совсем ничего отстаивать внутреннего…, - то
вот, и остаётся хвататься за одни только внешние формы… …Если же пове-
дать есть что-то внутреннее, то оно всё равно найдёт для себя определён-
ные формы, - даже в условиях самых стеснённых внешних обстоятельств:
хоть даже какой оккупации, хоть ещё хуже чего…
Особую силу это утверждать даёт само то, что именно из этих условий
исторически и вышло христианство (гонения первых веков), и ВСЁ ТО ЦЕН-
НОЕ, ЧТО В НЁМ ЕСТЬ, выработано именно в натиске этих условий.
- Если сербам есть что-то сказать миру ценное, то они бы могли
это сделать, и "отпустив край Косово", и даже переселив всё
его сербское меньшинство на территорию Сербии (впрочем … до
этого бы не дошло, ибо они тогда бы и были … друзьями албан-
цам…). Если же албанцам есть что-то сказать…, то они бы могли
это сделать и в условиях даже любой оккупации: благо, сегод-
няшний мир - всё-таки не мир эпохи Третьего Рейха… …Если бы
русским было что-то сказать миру ценное (ведь, они ж "правос-
лавные"!), то они запросто бы это сделать могли, отпустив Чеч-
ню: заблаговременно (учтя все её "национальные" и "исламские"
факторы), а не доведя и себя и её до ожесточённого зверского
состояния… (Собственно говоря, "подготовка" к тому, чтобы быть
безоглядным головорезом в ─-й мировой…)
- Но вот, в том-то и дело, что нечего сказать-то! - Вот, и остаются тог-
да одни только внешние препирательства насчёт своих пустых "принципов",
"территорий", "святынь" и других внешних форм, предполагающих Содержание
это хотя бы в потенциале…
То есть: "Если будет сильная Россия", "единой и неделимой её терри-
тория"…, то быть может, "Бог даст", со временем и воспрянет, воскреснет
её духовный потенциал. (А если и не "воскреснет", то тоже "Бог с ним":
"охотникам до территорий" и прочих материальных богатств это всё и "не
очень-то надо"…) (Для этого надо построить ещё "много храмов"…) - А не
забыли, что в эру "строительства коммунизма" основным, главным тезисом
было "создание материально-технической базы"?!… …На самом-то деле, ведь,
вещи эти от единого корня. И есть перевёрнутое Евангелие:
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё это прило-
жится вам" [Мф.6:33].
То есть … если бы народ искал Божью истину, то со временем бы у него по-
явилась - и определённая территория, и граница, и войско…, но это было
бы как приложение к такой Основе его, и за одно только это, в своём го-
лом виде, никто бы не стал цепляться…
То есть: и никто бы не стал "нападать" на него: если бы он только
сам не искал греха <с кем-нибудь>, а искал правды <то есть, если дейс-
твительно это надо по правде, то мог бы кому-то отдать и часть своей
территории…>. Тогда бы ему сами стали всё отдавать…, и просили совета
(прецеденты чему были уже даже в царской Российской Империи: она ведь,
всё-таки, кое-чем отличалась от не≈христианских империй…). Содержатель-
ная же эта сторона всё больше и больше притягивала бы к себе и - в том
числе, материальных разных at≈tribut`ов (лат., "tribut" - "дань", ибо
"…всё это при≈ложится"…). Он бы воистину мог претендовать, в этом смыс-
ле, на МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО. Причём, впервые в истинном, и православном
значении слова (и не мешал бы, в этом смысле, претендовать кому-то ещё…).
…Хотя также и сказано, чтобы всем этим "не увлекаться", а начать
прежде с себя самого. …Христа, во время хождения Его по земле, даже бли-
жайшие Ему апостолы до самого последнего часа были готовы принять за
"политического вождя" и "военного лидера", "Восстанавливающего царство
Израиля" [Дея.1:6]. Но "Царство Моё не от мира сего" [Ио.18:36].
…Впрочем, Евангелие - наилучшее руководство и в том, "как построить
государство", и все основы христианского государства в нём очень точно
указаны. Но ни одно государство в истории, провозглашавшее себя "христи-
анским", не придерживалось евангельских этих основ, - разве только в
"перевёрнутом виде"… А потому, государства эти все и пали… Россия - пос-
ледний пример (причём, "по вопросу о Сербии"). …Но вот, снова стремятся
использовать этот момент в качестве государственного и политического, не
желая ПОКАЯТЬСЯ В ЭТОМ СВОЁМ СВЯТОТАТСТВЕ, не желая даже и задаться -
прагматическим совершенно - вопросом: А почему это было?! - Так ведь,
снова будет! Но это, кажется, здесь никого не волнует…, когда даже не
хотят и формально признать свою эту ошибку, да и конкретно поискать: в
чём же она состояла?… Почему эти все "государственные строения" рухну-
ли?! Так ведь, снова рухнут! Но об этом не думают. Лишь бы "поскорей за-
мести весь строительный сор под ковёр", и придать внешний вид "благоле-
пия"…
…"Если будет много храмов…, если в мире будут даже государс-
тва, провозгласившие себя "православными", то и духовное их
содержание как-нибудь само по себе появится"…
* ------- *
+
Вся эта - анти≈Евангельская - "логика" сходится только на том, что "пра-
вославие" - это что-то "неясное", "смутное", "очень плохо осознавае-
мое"…, но что "САМО ПО СЕБЕ ДЕЙСТВУЕТ", дайте только ему необходимые
внешние формы: 1.) Храм; 2.) Государство; 3.) Обряд. И после уже - можно
ни о чём не думать (ведь, оно же "само, подсознательно действует"…). В
частности же, при построении Храма и в Государстве этом можно пользо-
ваться обычными, "языческими" средствами (ложь, интрига, обман, воровс-
тво, подкуп, человекоубийство, война…), которые "язычники всех времён и
народов" от века использовали: ещё начиная с египетского фараона (не же-
лавшего отпустить народ Божий, несмотря на все те ужасные казни, которые
Господь навёл на него), продолжая еврейским царём Иродом, и заканчивая
Сталиным с Гитлером…
Да: по чему же "особенному" ещё можно видеть, что "сербы - правос-
лавные"?!… - По той резне этнических национальных меньшинств, которые