Характерные признаки:
1) Образование монополий.
2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
4) Территориальный раздел мира.
5) Экономический раздел мира.
Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:
1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
2) Влияние НТР на производство и управление.
3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
60 – 70-ые годы XX века:
Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.
1.12. Информационное общество:
Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.
1.13. НТР и ее социальные последствия:
НТР – составная част НТП.
НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.
НТП имеет две формы:
1) Эволюционную
2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.
НТР на современном этапе охватывает:
1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.
2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.
3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.
4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):
Термин появился в 60-е годы ХХ века.
Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.
Три группы проблем:
1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.
3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.
2. Человек:
2.1. Человек:
Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.
Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
Фейербах: человек – венец природы.
Рабле: человек – животное, которое смеется.
Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.
Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;
2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;
3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
Научные представления о происхождении человека:
1) Биология, анатомия, генетика.
2) Теория естественного отбора.
3) Влияние труда.
/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/
Проблема происхождения человека остается тайной.
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.
Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.
Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:
1) Изменение климата.
2) Исчезновение тропических лесов.
Социальные факторы:
1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).
2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).
3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).
4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).
Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.
Отличия человека от животных:
1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.
2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.
3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.
4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
5) Человек обладает самосознанием.
2.3. Личность и социализация личности:
Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.
Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.
Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.
Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.
Индивидуальность:
Индивид – один из людей.
Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков.
Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.
Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
В науке существуют два подхода к характеристике личности:
1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.
2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия.
Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Тема о роли личности в истории отдельных комментариев не требует.
2.4. Бытие человека:
Основные формы бытия:
1) Бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком.
2) Бытие человека.
3) Бытие духовное.
4) Социальное бытие.
Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу.
Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».
Социальное бытие:
Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд.
Человеческая деятельность:
Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Структура деятельности человека: