Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития.
Список использованных источников.
1. Долгов К. Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия Николо Макиавелли. М., «Наука», 1982 г.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. М., «Наука», 1965 г.
3. статья Кравченко И.А. «Макиавелли: технология эффективного лидерства». Журнал «Наука и жизнь» № 7. М., «Правда», 1993 г.
4. Макиавелли. Избранное. Под редакцией Бочкало И. Б. М., «Мысль», 1998г.
5. Николо Макиавелли. Государь. Под редакцией Г.Муравьевой. М., «Просвещение», 1973 г.
6. В.П. Пугачев и Соловьев. Введение в политологию. М., «Наука», 1996г.
7. В. П. Пугачев. Основы государства и права. М., «Просвещение», 1998г.
8. Большая Российская юридическая энциклопедия. М., «Аванта +», 2000г.
9. Б. Спиноза. Избранные произведения, том II. М., 1957 г.
10. Гегель. Политические произведения. М., «Наука», 1978 г.
11. Гегель. Работы разных лет, том I.М., «Мысль», 1970 г.
12. «Проблемы культуры итальянского Возрождения», том I., 1979 г.
13. А. Грамши. «Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования». М., 1974 г.
[1] Письма, 28 октября 1502г.
[2] Б. Спиноза. Избранные произведения, том II. М., 1957 г., с.313.
[3] Гегель. Политические произведения. М., «Наука», 1978 г., с. 151 – 152.
[4] Гегель. Работы разных лет, том I.М., «Мысль», 1970 год, с. 357 – 359.
[5] И. С. Шаркова «Анти-Макиавелли» Фридриха II и его русские переводы», книга «Проблемы культуры итальянского Возрождения», том I., 1979 год, с. 106 – 111.
[6] «Проблемы культуры итальянского Возрождения», с. 107.
[7] А. Грамши. «Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования». М., 1974 год, с. 367.