Если говорить о культуре функционирования политических институтов, то следует отмечать иные компоненты. В частности: культуру принятия политических решений, культуру электорального политического процесса (поведения партий, движений); культуру восприятия и регулирования политических конфликтов; характер взаимодействия между институтами (ветвями власти, партиями и т. п.); уровень идеологизированное институтов; политический язык (система символов — носителей политического значений) и т. д. Скажем, западным демократическим институтам свойственна невысокая идеологизированность, пропитанность расплывчатыми и всеооъемлющими ценностями, значительный уровень толерантности (терпимости) по отношению к оппозиции; ориентация на состязательность в политическом процессе и другие.
Обобщим сказанное. Категория политической культуры многоплановая. Она характеризует как образ поведения и деятельности индивидуальных и коллективных субъектов в сфере политики, так и способ функционирования и развития политических институтов и системы в целом. Эта категория фиксирует в теоретической форме исторически сложившееся политическое сознание, соответствующие ему механизмы мотивации и формы реализации политической активности членов общества, системы ценностей, норм и институтов, обеспечивающих осуществление политической власти как орудия регуляции и управления обществом. Политическая культура есть система, определяющая возможность воспроизводства политической жизни на основе исторической преемственности.
На вопрос, что главное в анализе политической культуры, правильным может быть только ответ, указывающий на конкретного ее носителя. Если речь идет об индивидах и отдельных социальных группах, то главное — анализ интериоризированных (то есть усвоенных субъектом, переведенных во внутренний план) ценностных, нормативных и мотивационных компонентов политической деятельности и соответствующих позиций по отношению к системе власти. В таком контексте вполне оправданно определять политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан». Когда же говорим о культуре в связи с анализом политической системы в целом, акцент переносится на качество, состояние образующих систему институтов власти и управления, на объяснения способов (моделей) функционирования властных отношений. На первый план выдвигается культура властвования, характеризующая отношение политических институтов к членам общества. Понятие «культура властвования» отражает двуединые признаки политической системы: а) совокупность объективированных в ней ценностей и основанных на них норм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан; б) уровень соответствия фактического функционирования власти к нормативному должному. Первое включает, в частности, права и свободы человека, провозглашаемые и защищаемые системой, а также методы властвования, административно-управленческие и идеологические аппараты государства, способы информации граждан, связанные с его деятельностью, методы согласования интересов и принуждения и т. д. Второе прежде всего выражает характер легитимности власти: наличие или отсутствие согласованности ее нормативной базы с признанными в обществе ценностями.
Политическая культура общества сущностный признак данной политической системы. Но ее содержание не покрывается системой. В структуре культуры имеются элементы внесистемного, дисфункци-онального характера («контркультуры»), противоположные ценностям и нормам наличного политического строя. Выше отмечалось, что политическая система реальная база для формирования политического сознания, а значит, и культуры. Тем не менее последняя оказывает обратное влияние на систему, более того, политическая система формируется и модифицируется под влиянием наличной политической культуры. Подобная закономерная взаимосвязь прослеживается везде. В любой стране политические структуры воплощают в себе состояние культуры данного общества, народа. Известно, что отсутствие долговременных демократических культурных традиций в России послужило одной из причин утверждения здесь после Октябрьской революции авторитарного строя.
На формирование политической культуры данного общества и строя оказывают влияние многие факторы. В их числе исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа, ибо политическая культура - ее часть, она в любом случае аккумулирует в себе предшествующий опыт. Бесспорно велико детерминирующее значение такого фактора, как социально-классовые интересы. Только не следует абсолютизировать их воздействие на культуру, что обычно делалось в марксистской литературе. Нелепо отрицать детерминацию политической культуры географическими факторами. Геополитика не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов во многих странах мира. Наконец, одним из существенных факторов формирования политической культуры общества является идеология.
Анализ категории политической культуры дает возможность обозреть ее функции. При этом следует подчеркнуть известное несовпадение политической культуры общества и данной политической системы. В противном случае исчезает методологическая посылка разграничения функциональных и дисфункциональных элементов культуры по отношению к конкретной политической системе.
Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет прежде всего функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.
Процесс этот не прямолинеен, а зигзагообразен и противоречив; он связан с борьбой различных политических сил, поскольку из прошлого могут переходить в настоящее наряду с элементами культуры, соответствующими потребностям данной политической системы (т. е. функциональными), также нормативы и модели, противоположные природе системы, подрывающие ее (то есть дисфункциональные). Таковыми, в частности, оказываются прогрессивные демократические ценности при утверждении в обществе тоталитарной системы. Естественно, они ею отторгаются. И напротив, инородными элементами для демократической системы становятся обычаи и традиции умерших поколений, тяготеющие кошмаром над умами живых, любые реакционные идеологические формы, политические стереотипы и мифы, препятствующие развитию политической рациональности.
Конечно, не всякие стереотипы и лаже мифы отвергаются вновь утверждающейся или уже господствующей демократической системой.
Если говорить о политическом стереотипе, то его нельзя сводить лишь к предвзятому представлению, ложному образу или к какому-либо упрощенному «ходячему мнению» о власти, ее судьбах и их деятельности. Стереотип политический — это схематический, укоренившийся в сознании образ, представление о том или другом политическом явлении, а также стандартизированный, ставший привычным, способ (метод, форма) политического поведения и действия. Стереотип может искажать политическую реальность, но он вместе с тем интегрирует мнение массы, группы. Стереотип деформирует образ данных политических отношений, но одновременно он и служит их самосохранению. Достаточно обратиться к опыту демократий, чтобы обнаружить в нем набор стереотипных процедур: в проведении выборов и поведение электората, в организации опросов граждан, поведении лидеров и т. п. Следовательно, политические стереотипы играют противоречивую роль. И поэтому оценка их места и значения в процессе исторической преемственности политической культуры не может быть однозначной.
Тем более нельзя согласиться с определением политической культуры «как совокупности стереотипов политического сознания и поведения, присущих данной социальной общности». В таком понимании исключается Творческий потенциал культуры.
Неприемлемо и поверхностное отношение к политическим мифам. Обратимся к научному пониманию мифа как элемента человеческой культуры. Согласно А.Ф.Лосеву, миф, в противоположность тому, как он представляется на уровне обыденного сознания, не сводим к вымыслу, выдумке или фикции, а являет собою «совершенно необходимую категорию мысли и жизни, далекую от всякой случайности и произвола». Миф «всегда есть выражение тех или других жизненных и насущных потребностей и стремлений». «Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, эффективен, жизненен». Он «насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями...; он олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует». Это слова известного ученого-философа о мифе как явлении общественного сознания. А вот что пишет политолог о мифе как явлении политической культуры: «Политические мифы... следует трактовать как набор потенциально существенных представлений, опирающихся, главным образом, на эмоциональную почву... Более важным, чем содержание, представляется функция мифа как регулятора политических отношений».
Таким образом, нет основания считать миф в политической культуре чем-то только вроде фальши и думать, что с мифом можно покончить, достаточно разоблачив его. Наша собственная история показала, что политический миф — большая сила. Он общепонятен, спаян с верой, способен увлечь за собой массы, подчинить их волю вождю - мифоносителю. И тем значительнее роль политического мифа, чем сильнее нетерпение масс, стремящихся побыстрее, не внимая требованию времени, перешагнуть не удовлетворяющее их настоящее и достигнуть желаемого будущего. Наивно было бы думать, что нынешний период глубокого кризиса и социальных и духовных потрясений не рождает новых мифов. Будем объективны: в политике без мифов не обойтись, коль скоро она деятельность на грани возможного.