Смекни!
smekni.com

Политические конфликты и методы их урегулирования (стр. 2 из 7)

Перефразируя известное изречение: «природа полна тайн, но не коварства», - можно сказать, что конфликт - это сосредоточие не только тайн, но и коварства. Он маскируется, стремится быть непохожим на себя, выдать себя за что-то другое, всеми способа­ми ускользнуть от понимания как сторонних исследователей, так и тех, кто в нем непосредственно участвует. В этом своем качестве он похож на шахматы или любую другую игру, участники кото­рой зная, что противник в ответ на их действия постарается отве­тить наилучшим образом, пытаются найти, заготовить неожидан­ные, непредсказуемые ходы и комбинации, часто ставящие в тупик не только соперника, по и тех, кто следит за игрой и анализи­рует ее.

Разгадывать загадки конфликтов начали задолго до того, как ученые установили своеобразие конфликта как «ускользающего» предмета исследования; более или менее успешно делают это до сих пор и будут делать всегда. При этом, казалось бы, не следует особенно полагаться на науку, опираться на ее выводы - ведь все равно конфликт «уходит от теории».

Вместе с тем, накопленный человечеством опыт свидетель­ствует: существует немало путей, способов приближения к тайнам конфликта. Они выявлены и описаны наукой в качестве «методо­логических подходов» - способов исследования конфликта. По­нятно, что знакомство с этими способами, а по возможности и овладение ими, повышает шансы не только понять природу кон­фликта, но и правильно вести себя в конкретном конфликте и успешно завершить его.

Основные подходы к изучению конфликтов

Многообразие конфликтов, их многоликость и «коварство» в сочетании со стремлением раскрыть «тайну», причины и сущность данного конфликта породили множество подходов к их изуче­нию. И это не считая нескольких отдельных видов и разновид­ностей внутри каждого из них, а также специальной науки -полемологии, занятой изучением войн и вооруженных конфлик­тов методами демографии, математики, биологии и других наук.

Эффективность существующих подходов, способов и мето­дов, даже специально предназначенных для исследования одного, данного вида политических конфликтов, не очень высока. Что же касается полемологии, то ее создатели полагают, что она вообще не должна заниматься политикой, будучи наукой позитивной и пре­тендующей на полную объективность, которая достигается ис­ключительным использованием лишь «научных методов».

Если же обратиться к конфликтам во всех сферах жизни об­щества, то число методов, способов и конкретных методик их изучения будет едва ли не столь же велико, как и число самих этих конфликтов. Причем, сопоставление и практическое приме­нение некоторых из них в качестве инструмента исследования нередко заставляет вспомнить об известном из «Путешествий Гул­ливера» соперничестве тех, кто считал что вареные яйца нужно разбивать с тупого конца, с теми, которые предпочитали это де­лать с острого. Однако, во всем этом безбрежном океане способов, методов, методик и приемов исследования можно выделить не­сколько наиболее общих, универсальных подходов к анализу кон­фликта, к которым близки или сводятся множество других, в той или иной мере основывающихся на этих «базовых» подходах, по­лучивших в научном обиходе название парадигма (от греческого paradeigma - «пример», «образец»).

Примером такой парадигмы может быть один из самых тра­диционных подходов к пониманию конфликта, суть которого -стремление вывести конфликт из «природы человека», его само­любия и врожденной агрессивности, присущих, с этой точки зре­ния, человеческой натуре. Подобные объяснения таких многочис­ленных, типичных, многократно повторяющихся конфликтов, как войны между странами и народами, можно встретить в литературе по крайней мере вот уже несколько тысяч лет. Этот подход отли­чает повышенный интерес к анализу эмоционального и психофи­зиологического состояния участников конфликта, желание объяс­нить их действия естественными побуждениями - страхом, нена­вистью, возбужденным состоянием духа.

На протяжении веков люди искали и продолжают искать объяснения причин и природы конфликтов в своей и чужой гордыне, жадности, ненависти или, наоборот, в любви, щедро­сти, справедливости, но иногда и в требующей медицинского вмешательства патологии. Все это, действительно, может быть при желании обнаружено не только в таких «типовых» кон­фликтах, как династические споры, политические или религи­озные распри, но и в других имеющих конфликтный характер социальных явлениях и процессах, например, таких, как «рас-путинщина», «культ личности Сталина», коррупция, рост пре­ступности и т. д. Подобные представления о природе и причи­нах конфликтов современные исследователи усматривают, на­пример, в «Истории» Фукидида, созданной в V в. до н. э. Сто­ронники этого понимания конфликта объясняют живучесть и правомерность своих убеждений «неизменностью природы че­ловека на протяжении тысячелетий».

Более широкое распространение, особенно в нашей стране, получил другой подход к анализу причин социальных конфлик­тов. Этот подход основывается на традициях диалектики, исходя­щей из необходимости «выявления противоречий в самой сущ­ности явлений» и рассмотрения этих противоречий как источника движения и изменения общества. При этом универсальным соци­альным противоречием большинство из придерживающегося та­кого подхода исследователей, вслед за К. Марксом, считало про­тиворечие между производительными силами и производствен­ными отношениями. На этой основе, с их точки зрения, и разви­вались все остальные противоречия, проявляющиеся прежде всего в классовой борьбе между господствующими и угнетаемыми, экс­плуататорами и эксплуатируемыми, трудом и капиталом, миром социализма и миром капитализма и т. д.

Вкратце логика применения классового подхода к рассматри­ваемой проблеме может быть представлена следующим образом":

- чем более неравномерно распределяются в обществе блага, ресурсы и ценности, тем глубже конфликт между господствующими и угнетенными классами;

- чем полнее угнетенные классы осознают свое истинное положение, тем ближе они подходят к пониманию социальной несправедливости в распределении и потреблении общественного достояния;

- чем полнее и глубже понимание социальной несправедли­вости, тем неизбежней политическая организация угнетаемых клас­сов и поляризация общества;

- чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных классов, тем выше вероятность использования насилия в кон­фликте между ними....

Жизнь общества скла­дывается не просто «из всего и понемногу», в ней есть принци­пиально неустранимые виды и типы взаимодействия. Одним из них является конфликт, который мы в дальнейшем будем по­нимать как противоборство тех или иных социальных групп, общностей, государств и т. д. в стремлении к реализации их сталки­вающихся интересов.

Классификация конфликтов

Изложенное выше понимание конфликта фиксирует то фун­даментальное обстоятельство, что конфликтность присуща взаи­модействию каждого из участников и любой сфере общественных отношений. Многообразие конфликтов отражает разнообразие кон­кретных интересов, сталкивающихся в процессе жизнедеятельно­сти каждого общества, а также всех членов этого общества и лю­бых их объединений.

Чтобы не потеряться среди множества политических, меж-личностных, производственных, вооруженных, этнических, тер­риториальных, межпартийных, религиозных, межгосударственных и многих, многих других конфликтов, необходимо установить некий порядок, позволяющий ориентироваться в этом множестве и изучать его. Такой порядок в изучении конфликтов вносит их классификация, группирующая конфликты по тем или иным при­сущим им характеристикам, которые выступают как основание для типологизации различных конфликтов.

Основанием для типологизации, т. е. отнесения данного конфликта к тому или иному классу, виду или разновидности, вообще говоря, к определенной группе конфликтов, могут быть:

его участники (например, при конфликтах между отдельными людьми или между государствами); число участников (двусторон­ние, многосторонние конфликты); сферы, в которых сталкивают­ся интересы участников конфликта (в частности, конфликты про­изводственные, семейные, политические); характер и формы про­текания конфликта (так, различают конфликты тлеющие, откры­тые, вооруженные); длительность, причины возникновения кон­фликта и т. д.

Из сказанного ясно, что классификация конфликтов, объеди­нение различных конкретных конфликтов в одну группу или от­несение их к одному типу отражает не только их объективные характеристики, но и служит приемом, облегчающим их изучение в данном, исследуемом, отношении.

Например, разделение конфликтов на двусторонние и много­сторонние (когда число участников более двух) очень удобно для количественного анализа распределения голосов при обсуждении спорных проблем, но не затрагивает существа проблем, вызваление не сровняли с землей стены столицы соперничающего госу­дарства.

«Игры» - это конфликты, в которых их участники борются за достижение несовместимых целей, руководствуясь правилами, создающими своего рода рамки, ограничивающие их противобор­ство. В конфликтах этого типа соперники ведут себя рациональ­но, они рассчитывают свои действия и взвешивают возможные приобретения и затраты. Стремясь к победе, они не исключают возможности сотрудничества после окончания игры или даже в ее ходе, воспринимая другого участника конфликта как рационально мыслящего партнера. Такого рода конфликты предполагают при­верженность нормам и правилам, признаваемым всеми их участ­никами, а также институциональное оформление и закрепление этих правил. Примером такого конфликта может быть соперниче­ство кандидатов от различных политических партий в ходе изби­рательной кампании.