2. Неограниченность власти , ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политич. оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политич. организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, напр., в течении многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и др. организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную соц. политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политич. элиты путем назначения сверху, не конкурентнойборьбой. Учитывая эти признаки, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политич. оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общество во вне политич. сферах. При авторитарной системе запрещаютс я лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. В то же время граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии).
Авторитарные политич. системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В 20 в. в целях легитимации широко используются националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Лат. Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
Вопрос 41. Понятие демократии. Основные теории демократии
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа». Более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет. В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких ценностях как свобода,равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. Эмпирический подход абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует исследовать демократию такой, какова она есть на деле. Категория демократии в этом случае строится исходя из реальности, безотносительно к провазглашаемым государством ценностям. Демократия трактуется как форма правления, основанная на конкуренции потенциальных руководителей за доверие избирателей, выражаемая на выборах. Исходя из этих определений можно выделить следующие черты демократии: 1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. 2. Периодическая выборность основных органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, избираются на определенный ограниченный срок. 3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенство избирательных прав. А в современной политич. системе он предполагает также свободу создавать политич. партии и др. объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, права на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей. 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
В соответствии с тем, кто - народ, личность или группы - выполняют властные ф-ции, выделяют коллективную(тоталитарную), индивидуалистическую(либеральную) и групповую(плюралистическую и элитарную) теории демократии. 1. Коллективная модель демократии и соответствующий ей идеал существовали во все периоды истории. Главным субъектом политики считается народ, чья воля определяет главные черты политики того или иного гос-ва. В этом отношении характерна классическая теория демократии нового времени, появившаяся в век рационализма. Народ может, как писал Ж.Ж.Руссо, выражать единую волю и творить общее благо. Вера в народ, в его разум вполне объяснима с точки зрения философии рационализма. Но в реальности народ не представляет монолитного социального образования, это совокупность разнородных групп с различными интересами, достаточно полярными представлениями о благе. Попытки навязать обществу счастье, одинаковое для всех, всегда заканчивались неудачей. 2. Индивидуалистическая концепция демократии имеет тот же возраст, что и коллективная. В соответствии с ней личность - истинный субъект политики. Личность для своего самовыражения не должна испытывать помех со стороны гос-ва. Свобода деятельности, реализация внутреннего потенциала личности и есть проявление демократии. Индиви. демократия не предусматривает того, что личность наряду с потребностью выражения своей неповторимости нуждается в защите со стороны коллектива, в нормах и институтах, созданных обществом. Если же она не находит всего этого, то возникает аномия, состояние оторванности индивида от своей соц. Среды, маргинальности личности. 3. Согласно плюралистическому подходу, ни личность, ни народ в целом не могут исполнять роль субъекта политики. Это может сделать только группа, в рамках которой личность в состоянии самовыразится, сформировать свои интересы и ценности и найти опору и защиту. Плюралистическая демократия как бы сочетает в себе два начала человека и не позволяет кому-либо одному взять верх. Достоинством такой теории демократии и ее практики является рассредоточение власти между различными группами, когда они в борьбе за свои интересы нейтрализуют друг друга, не допуская в выделение лишь одной. Наличие множества “маленьких” лидеров не позволяет выделиться одному “большому” тирану.
Вопрос 42. Проблемы демократии в современной России.
Россия сегодня переживает этап перехода к новой модели развития, основанного на рычагах рыночного регулирования и плюрализме форм собственности. Российские реформаторы пытаются осуществить переход от коллективной формы демократии к плюралистической. Прежде всего речь идет о правах и свободах граждан России, праве на частную собственность и свободу к деятельности, без чего невозможно правовое демократическое гос-во. Для его создания, формирования рыночной экономики нужны определенные предпосылки: наличие слоя людей, готовых заниматься предпринимательством, производственных стр-р, которые могут создавать конкурентноспособную продукцию. При отсутствии таких предпосылок данные обществу права формируют лишь рынок импортных товаров, а не рынки труда и капиталов. Кроме того, капиталы концентрируются в руках лиц, не заинтересованных в производстве качественной отечественной продукции, стремящихся добиться нового роста капитала за счет перепродажи импорта, на закупку которого они имеют монополию. Провозглашение экономических свобод и прав личности в новой Конституции России на деле не утверждает экономич. демократии, т.к. в стране нет условий для возникновения слоя производителей на разных уровнях. Соц. политика правительства, которое, не гарантируя соц. защиты населению, права на труд, мед. помощь, получение образования, «бросив» в рынок госбюджетные предприятия и организации, аграрный сектор экономики, науку, культуру, ведет к размыванию среднего класса, низведению его до уровня низшего. Борьба за действительное разделение власти как важнейший принцип демократии свелась в России к войне исполнительной и законодательной ее ветвей. Сегодня исп. власть на всех уровнях имеет преимущества над представительной, что противоречит демократическим принципам, создает условия для утверждения в стране авторитарного политич. режима. Свободные выборы на основе конкуренции кандидатов - важнейший показатель демократии. В России такие выборы уже утвердились в политич. практике. Но вопрос об их честности остается открытым. Нередки случаи подтасовки бюллетеней, подкупа электората во время избирательных кампаний . Политические силы России еще не овладели “правилами игры” демократии. В нашей стране возникла и многопартийность, что демонстрирует определенный шаг вперед на пути к плюралистической демократии. Но считать это явление аналогичным западной многопартийности было бы неверно. Политич. партии в России возникали в разные периоды “перестройки”, в силу этого носят различный характер генезиса, программных установок и деятельности. Это и партии< образовавшиеся в начале реформирования России на альтернативных КПСС основах, и политические образования, вышедшие из КПСС и выражающие коммунистические или близкие к ним ценности, и политические носители интересов новых соц. групп и слоев - предпринимателей, фермеров, промышленников. Программные установки партии быстро меняются в зависимости от ситуации в стране, конкретная их деятельность часто не соответствует программам, объединение партий в блоке происходит вне идеологической сферы, ситуативно. До тех пор пока многопартийность в России будет аморфной, перегруппировка политич. сил естественна. В России произошло усиление гласности в обществ.-политич. жизни, что отражает процесс ее демократизации. Но односторонность осещения событий в средствах массовой информации различными политич. силами, в том числе и самой мощной властью - президентской, имеет место. При неразвитой политич. культуре население это приводит к отчуждению народа от власти, ослаблению ее легитимности, торможению демократических тенденций. Конфликты, возникающие в противоборстве сил на политич. арене, разрешаются далеко не мирными средствами, о чем свидетельствуют жертвы событий октября 1993г. Оценивая демократию в России в целом, надо отметить ее противоречивый хар-р, лишь частичную реализацию демократических принципов, одновременное действие противоположных ей авторитарных тенденций. Причины кроются во многих факторах: реформы в нашей стране начались “сверху”, при отсутствии рынка, производительных интересов у населения, неразвитых институтов гражданского общества, недемократическом менталитете элиты и народа, на формирование которого влияло слабое развитие начал групповой демократии в исторической традиции России.