Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 3 из 11)

12. Теория «политического класса» Г. Моска.

Макевиалистская школа (Г.Моска (М), В.Парето). любому обществу присуща элитарность. М явл. одним из ученых, кот. пытались объяснить причины разделения властей. Его основные работы:1884 – “Теория управления и парламентское правление. Историческое и социалогическое исследование.”1896 – “Основы п-кой науки. М считал, что во всех гос-вах есть два класса людей: класс правящий (“п-кий класс”(ПК)), кот. берет на себя гос. ф-ции, обладает монополией власти и явл. малочисл., и управляемый класс, кот. контролируется первым в законной, произвольной или насильственной формах. Реальная власть всегда в руках “ПК”, меньшинство явл. более организованным: оно сформировано так, что его индивиды отличаются от масс управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. На ранних стадиях развития, качеством, кот. удерживает людей на вершине власти, была воинская доблесть, в современном же обществе больше почитается богатство. Также могут играть роль происхождение, место в церковной иерархии, искусство управления и личные свойства индивидов. Правящ. класс обладает почти исключительным правом на соб-ть и землю. Все правящие классы стремятся стать наследственными (“сила инерции”), то есть богатство и воинская доблесть поддерж. моральными традициями, воспитанием, привычками. Процесс закрепления и обновления ПК может происходить 2 способами: передачей власти сверху вниз (авторитарный) и снизу вверх (либеральный). Устойчивость в общ-ве относительна: 1) возможна смена ПК изнутри, 2) талантливые люди из массы завоевывают себе место в ПК, 3) благодаря отношениям с иноземцами возможно проникновение разл. идей (так же как и при рев-циях). Для устойчивого сущ. ПК гос-ву надо усовершенств. те кач-ва, кот. привели его к власти, и проповедовать консерватизм. Пришедший к власти ПК пытается придать ей законность, т.е. создает моральную и юрид. базу, на к-рую в общ-ве опирается гос-во “ПК”. Совок-ть средств и методов, с помощью кот.ПК манипулирует сознанием людей, М называет «п-ой формулой» В каждом общ-ве можно проследить дем. и аристокр. тенденции. Типы п-ских организаций: 1) феодальный – все управленч., эконом., судебно-адм. и военные ф-ции исполняются одними и теми же индивидами. 2) бюрократический – в нем редко все управленческие функции сосредоточены в одном лице (группе), т.к. создается ин-т чиновничества. Основных формы правл.: абсолютная (преобладает одна единственная п-кая сила, концепция и т.д.Это чаще всего проявляется в форме деспотизма, здесь сливаются элементы демократии и аристократии) и смешанная (проявляется в разл. формах, лучшей из которых является “ относительно совершенная п-кая организация”. Здесь власть находится в руках большого числа людей , причем характерно сильное разделение функций). Одной из своих задач М ставил выработку “научной политики” для правящ. элиты. Имея в руках такой инструмент, господств. класс будет формир. не на имуществ. основе , а на основе ума, способн. и образован.. Осуществление этой меритократической утопии должно произойти в далеком будущем. Подобно Парето, М считает, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая явл. основой об-ва. Всякая элита имеет тенденц. к превращению в закрытую, чтобы избежать этого, необходимо наличие свободных дискуссий, которые вынуждают ПК в необходимой степени обновляться. Постоянный обмен между старыми и новыми ПК – залог здоровья об-ва.

13. Теория «круговорота элит» В. Парето.

Парето (П) больше, чем Моска использ. понятие элиты (Э), он также вводит понятие “п-кой элиты” (ПЭ). “История – это кладбище элит.” Как и Моска, он утверждает , что Э образуются в разных сферах об-ва. Существ. элемент социальной системы составляет неоднородн. по составу, к-рая определяется изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей области деят-ти, мы даем название Э”. Э – это избран. часть насел., остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”. Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в управл. об-вом (“правящая Э”) , а другая не участвует в управл. и вращается в художеств. или научн. сферах (“неуправляющая Э”). Представители неэлиты могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены к-рой, в свою очередь, могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит (КЭ) – процесс взаимодействия между членами гетерогенного об-ва, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине. Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и способностей:1) инстинкт комбинации, 2) стремл. к постоянству агрегатов, 3) потребность в демонстрации собств. чувств, 4) инстинкт общительности, 5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим оправдывается разделение об-ва на 2 части. П указывает на 2 главн. кач-ва управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности явл. взаимоисключающими, и именно это П считает причиной взлетов и падений правящ. классов. Мех-мом обновления Э в мирное время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он крепче, тем более он способен сохранить свое госп-во. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур медленно, наступает эпоха рев-ции, смысл к-рой сост. в обновл. состава ПЭ. Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э явл. необх. и неизбежн. Чередования, колебания, смена Э явл. законами сущ-ния чел-кого об-ва. Каждой Э соответствует опред. стиль правления. Инстинкт комбинации обуславл. использование убеждения и обмана, использование введения масс в заблужд. Такие правители наз. “лисами”. Инстинкт постоянства агрегатов обуславл. Противоположн. кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны, склонны к применен. Насилия - это (“львы”), фабрикуют идеалы, светские и религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение Э львов и Э лис. Чередован. экономич. и п-ких циклов связано с циклами дух. произв-ва (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе к-рой лежат “остатки” 1 и 2 классов.

14. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса.

Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации, отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы или п-кая партия) ведет к возникновению олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н олигархии”(ЖЗО).Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация, тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов. 2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М, демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М, отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция превращ. в демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает , что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность развития любой орг-ции.