С учетом вышеприведенной типологизации политических систем можно выделить следующие крупные типы или модели политической культуры: органическая, либерально-демократическая и смешанная. В рамках органического типа можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной, традиционной политических культур и субкультур. При всех расхождениях общим для всех них является господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритета публичного над частным, прав и свобод группы, коллектива над индивидуальными правами и, соответственно, подчинение личности, коллективу. Для носителей дан ого типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства преувеличение его роли в жизни общества зачастую доходящее до его мифологизации и даже обожествления.
Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельно взятые люди играют лишь подчиненную роль В сфере взаимоотношении индивида и государства, правителей и управляемых здесь зачастую преобладающие позиции занимают отношения «патрон-клиент», государство и его руководители оцениваются массой населения по их способности проявлять и реализовать 'отцовскую' заботу о своих подданных. Имеет место та или иная степень персонализации политики и самого государства, когда эти последние отождествляются с личностями конкретных государственных деятелей вождей, фюреров, «отцов нации» и т.д. Важное место (с существенными оговорками применительно к тоталитарной политической культуре) занимают традиция, обычай, норма. В наиболее жесткой форме некоторые важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе ее жестким подчинением всех сфер жизни всемогущему государству.
В большей степени рассматриваемый тип распространен в развивающейся зоне современного мира, а именно, Азии, Африке и Латинской Америке. Однако авторитарные и тоталитарные его варианты в разные периоды утвердились во многих европейских странах — СССР, Германии, Италии, Испании, Португалии, Греции и др.
Либерально-демократический тип характеризуется плюрализмом в социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшим его компонентом стала идея индивидуальной свободы, самоценности отдельной личности, прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Центральное место здесь занимает убеждение в том, что частная собственность — основа индивидуальной свободы. А она, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида. Особенно важна здесь идея идеологического и политического плюрализма и связанные с ней принципы представительства и выборности должностных лиц в государстве.
В глазах приверженцев либерально-демократической модели политической культуры право, правовая система представляет собой гарант индивидуальной свободы выбора по собственному усмотрению морально-этических ценностей, сферы и рода деятельности. Они считают, что закон призван гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища, частной жизни, духовную свободу и т. д, В обществе должен господствовать закон, а не люди, и функции государства состоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Для них самоочевидной истиной является право участия каждого члена общества и человека в политическом процессе, соблюдение определенных «правил игры» между политическими партиями разного рода заинтересованными группами и т.д., смена власти в результате всеобщих выборов на всех уровнях власти, другие нормы и принципы парламентаризма и плюралистической демократии.
Эти и другие сущностные характеристики либерально-демократического типа политической культуры, который характерен прежде всего для индустриально развитых стран Запада, в разных национально-культурных условиях проявляются по разному. Именно в этом контексте следует выделить гомогенный, фрагментированый, интегрированный консенсусный, конфликтный и другие варианты политической культуры в рамках единого либерально-демократического типа.
Между этими двумя типами располагается целый спектр всевозможных национальных, региональных или иных вариантов и разновидностей политической культуры. Что касается предлагаемых Алмондом и его коллегами критериев, таких как харизма, фрагментарность, коллективизм, традиционность, индивидуализм, гомогенность, конфликт, консенсус и т.д., то их в тех или иных сочетаниях можно обнаружить почти во всех типах политической культуры. Их сочетание, интенсивность и значимость варьируются от модели к модели и в их рамках от одной национальной разновидности к другой.
С этой точки зрения, а современном мире во многих случаях мы имеем дело со смешанными типами политической культуры. Например, если о сколько-нибудь чистом тоталитарном типе можно было говорить применительно к фашистской Италии и нацистской Германии 30-х гг., а также к СССР примерно до 70-х гг., то в настоящее время речь может идти лишь о его остаточных элементах и явлениях у нас в стране и других постсоветских государствах, а также в Китае. Существенные авторитарные и традиционалистические пласты можно обнаружить в России, Китае, Японии. Испании и т. д. Поэтому читатель все время должен держать в уме то, что предлагаемые модели политической культуры нужно понимать в смысле веберовских идеальных типов. В определенном смысле — это теоретические конструкции, в которых присутствует значительный элемент абстракции, допущения и редукции. Реальное положение вещей значительно сложнее. Отсюда то разнообразие, сложность и многослойность, которые в рамках одной и той же модели обнаруживаются в конкретных национальных реальностях.
Список используемой литературы:
1. Политология. Под редакцией М.Н.Марченко. “Зерцало”, Москва, 1999г.
2. Политология. Под редакцией Н.И.Азарова. “Высшая школа”, Москва, 1999г.
3. Основы политологии. Д.П. Зеркин. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 1996г.
4. Политология. Хрестоматия. Под редакцией М.А.Василика. “Юристь”, Москва, 1999г.
5. Политология. Под редакцией М.А.Василика. “Юристь”, Москва, 1999г.
6. Р.Т.Мухаев. Политология. М., 1997.
7. Политология» - Учебное пособие, Общая редакция доктора философских
наук, профессора Д.С.Клементьева; Москва, Изд. «Знание»,1997 г.
8. Шестопал Е.Б. “Личность и политика”, М., 1988
0 Плюрализм (от лат. Pluralist – множественный) – одна из главных идей в современных буржуазных и реформистских теориях общественного устройства, состоящая в том, что общественно-политическая жизнь якобы представляет собой состязание, конкуренцию множества социальных групп и представляющих их интересы партий и иных организаций.
1Гарант(от франц. garantir – обеспечивать, охранять) – поручитель; государство, учреждение или частное лицо, дающее в чем-либо гарантию (ручательство, обеспечение).
2Фотогеничность(от греч, phos (photos) – свет + genos – происхождение, род) – выразительные внешние данные, благоприятные для воспроизведения на фотографии, кино- или телеэкране (телегеничность).
3Цитата: Основы политологии. Курс лекций /Под редакцией проф. В. П. Пугачева. – Москва, 1992. – страница 108.
4Конституировать(от лат. constitutio – построение, установление, устройство) – назначать (какой-либо орган, структуру и т. п.); подводить под что-либо законодательную базу, делать легитимным. Конституант – создатель, основатель, учредитель; тот, кто осуществляет конституирование.
5Марионетка (от франц. marionnette – первоначально: название небольших фигурок, изображавших деву Марию в средневековом кукольном представлении) – 1) театральная кукла; 2) лицо, государство, правительство, являющееся послушным орудием в чужих руках.
6Либидо(от лат. libido – влечение, желание, страсть): у Фрейда – энергия сексуальных влечений; у швейцарского психолога Карла Юнга (1875—1961) психическая реакция вообще. (Последователи Фрейда все более отказывались от “сексуального акцента” в определении стимулов активности людей).
7Садизм(от имени французского писателя маркиза де Сада (1740—1814), описавшего в романах половые извращения, сопровождаемые насилием и жестокостью) – 1) половое извращение, при котором сексуальное удовлетворение достигается через причинение партнеру морального или физического страдания; 2) страсть к изощренной жестокости и наслаждению чужими страданиями.
8Комплекс(от лат. complexus – связь, сочетание) – (в психологии) сокращенная форма от понятия «комплекс неполноценности» -- болезненное осознание своих недостатков, неполноценности в чем-то.
9Харизматический(от греч. Charisma – призвание, божественный дар) – исключительно одаренный человек, способный убеждать и притягивать к себе других людей.
10Директива(от лат. dirigere – направлять) – руководящее указание, установка вышестоящего органа.
11 Ганди Мохандас (1869—1948) – лидер национально-освободительного движения Индии; выступал устранение разделяющих дюдей кастовых, классовых, религиозных и региональных барьеров, за единение индийской нации. В знак глубочайшего уважения к Ганди народ называл его Махатмой (Великой душой).
12Брежнев Леонид Ильич (1906—1982), Черненко Константин Устинович (1911—1985) – руководящие деятели КПСС и Генеральные секретари ее Центрального Комитета соответственно в 1964—1982 и 1984—1985 гг.
13Рейган Рональд (род. в 1911) – 40-й Президент США (в 1981—1989).
14См. Аргументы и факты. – 1993. – № 50. – С. 6.
15 Рейтинг(от англ. rating – оценка; ранг) – оценка деятельности организации или отдельного человека по каким-либо показателям (например, с помощью социологических опросов, анкетирования, голосования и т. д.).
16Популярный, популизм (от лат. popul (us)) – народ.
17Риторика(от греч. rhetorike – наука об искусстве красноречия) – 1) теория красноречия и наука об этом искусстве; 2) в переносном значении – красивые, но малосодержательные слова, пустословие.