Смекни!
smekni.com

Проблема становления партийных систем (стр. 3 из 3)

социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Процесс становление власти в России.

Для того, чтобы понять процесс становления государственности на Руси, позже в России, а затем и в СССР, необходимо сопоставить его с параллельно происходившим, отчасти как бы встроенным в него процессом формирования технологий власти, подразумевая, что речь идет о двух синхронных, отчасти взаимообусловленных процессах, но все же нередко имеющих существенно различные направления. Необходимо выделить прежде всего специфические для России отправные точки, пре­допределившие самобытность и специфику того, что касается формирова­ния технологий власти.

Некоторые русские историки и философы 19 века высказывали идею уникальности роли "дома", "двора" как социального феномена, присущего только Великороссии. "Как был устроен частный быт, - писал Кавелин, - точно так же было устроено и все государственное зда­ние... В царской власти, сложившейся по типу домовладыки, русскому народу представилась в идеальном, преображенном виде та же самая власть, которую он коротко знал из ежедневного быта, с которой жил и умирал".

Уже в Московской Руси в послемонгольский период стала домини­ровать вполне архаическая система технологий власти, возникшая пер­воначально для того, чтобы регулировать отношения в рамках "двора". Однако, вся эта система являлась неполитической системой власти и именно она была использована как технологическое ядро государствен­ной власти. Можно сказать, что именно эта система неполитических технологий власти надолго прервала и подавила развитие в России ев­ропейской, цивилизованной политики и соответственное органическое развитие государственности.

До определенного времени архаические технологии власти были относительно эффективной структурой, позволявшей реализовать некото­рые насущные задачи российской госуларственности, в часности искоре­нить родовой принцип строения государства.

Однако в ходе процесса "собирания" русских земель и установ­ления системы управления, основанной на архаических технологиях вла­ствования, в сам механизм взаимодействия государственности и власт­ных технологий был заложен ряд противоречий, сыгравших серьезную роль в последующей российской истории. Прежде всего стоит напомнить, что появление на Руси крепостного права в некотором смысле было именно продолжением, продлением архаических властных технологий в сфере социальных отношений.

Совершенно катастрофическими были попытки наложить архаиче­ские властные технологии, сформированные вне политической сферы, на процесс упорядочивания государственной власти в России, в частности на вопрос о престолонаследии. Апофеозом вторжения архаических, допо­литических и догосударственных технологий власти в сферу государст­венности стал закон о престолонаследии, принятый Петром I. в конце своего царствования. Этот закон фактически подрывал те самые основы государственности, к упрочнению которых стремился законодатель.

Чудовищным антигосударственным актом было учреждение Иваном Грозным опричнины, т.е. отделение от старого государственного "дома", "двора" нового.

Практически и все Петровские реформы, несмотря на создание новых государственных, юридических и политических институтов, осу­ществлялись в рамках допетровских технологий властвования: в России по прежнему не было личности как общественного феномена, т.е. всего того, что давало бы возможность поставить в центр технологий власти человеческую душу (в самом широком понимании). Существовавшие в пет­ровской России технологии власти, как и прежде, были ориентированы, за немногими исключениями, на прямое физическое насилие над челове­ческим телом.

Лишь с последней трети 18 века, с началом процесса "раскрепощения сословий" постепенно происходит эрозия некоторых ос­новных компонентов прежних, архаических технологий властвования; российская государственность постепенно приобретаетболее или менее современные формы. Однако, шаги в сторону демократии, предпринятые в последнее десятилетие существования существования династии Романо­вых, делались в рамках додемократических и антидемократических тех­нологий власти: серия блестящих реформ, начатых отменой крепостного права в 1861 году тем не менее очень мало сделала для изменения си­стемы технологий власти в России.

История пошла таким образом, что архаическим технологиям вла­сти было суждено обрести в России второе рождение.

В определенном контексте справедлива мысль о том, что власть занимается самомистификацией, пытаясь скрыть свой политический ха­рактер. Если говорить о России, то это относится уже к эпохе "государства - ГУЛАГа". Важно обратить внимание на то, что подобная архаизированная система технологий власти создавала в обществе "сентиментальный тоталитаризм" 20 века. И, что не менее важно, подо­бного рода технологии власти оставались эффективными вплоть до само­го последнего времени.

Заключение.

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.