Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою» варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса с либеральным дворянством.Не случайно, что именно в Англии XVII в., где буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала популярной политической доктриной.
Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ, среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г., установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым, обуржуазившимся дворянством.
Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его, поскольку в результате «славной революции» был практически реализован локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодализму.
В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов.
Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по управлению государством, Локк различает три власти: законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е. избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами, поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу — монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т. е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом, что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.
Посредством «правильной» организации государственной власти Локк стремился сконструировать сложный политический механизм, способный «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном счете между буржуазией и дворянством.
В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.
Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и противовесов».
Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было рассмотрено выше.
Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей «химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именнотогда Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти, как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции 1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и иностранной военной интервенции.
С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже открыто выступает против демократических «эксцессов» народного представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости, общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть гарантирован, если не установлено разделение властей».
1. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
2. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления.-М., 1990
Фетисов А.С. Разделение властей // Социально-политический журнал, 1995, №6