Смекни!
smekni.com

Регионология 30 вопросов (стр. 15 из 34)

Основные конфликты на территории России вспыхивают на Кавказе:

1. Чеченский конфликт - в декабре 1994г. на ее территорию были введены войска, начались военные действия против вооруженных формирований. Затяжной военный конфликт "по наведению конституционного порядка", отличившийся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей закончился в 1996г. выводом войск и договором об отложенном до 2000г. статусе Чечни ("Хасавьюртовские соглашения"). Стремление Чечни обрести независимость и стать суверенным государством не присело к признанию ее субъектом международного права, попытка методом грубой силы и военных действий привела только к огромным потерям с обеих сторон (и материальным и людским). Проблема осталась не решенной, что привело к повторным военным действиям в 1999г.

2. Ингушско-осетинский (конфликт между осетинами и ингушами в 1992 г.)- это конфликт по проблемам нац. меньшинств. Подобные конфликты, возникающие как последствие выселения репрессированных народов, являются очень жестокими конфликтами. В основе - борьба 2-х народов за землю. Осенью 1991г. был принят закон о реабилитации репрессированных народов. Но его воплощение в жизнь затруднено многими факторами объективного и субъективного характера. Часть ингушского населения вынужденного покинуть Пригородный район Северной Осетии, не смотря на многочисленные решения и договоры, так и не может возвратиться назад.

3. Обострение ситуации в некоторых районах Дагестана (примыкающих к Чечне) в 1999г и проникновение вооруженных формирований из Чечни привело к применению вооруженных сил - здесь сепаратизм перемешался с религиозными проявлениями вахабизма. Попытка отделения части территории от России была пресечена. Как результат - новая военная антитеррористическая операция российских федеральных силовых ведомств на территории Чечни.

4. Конфликт в 1999г между карачаевцами и черкесами по поводу выборов в Карачаево-Черкесии. Вылился в форме митингов и мирного противостояния сторон.

5. Тревожная ситуация складывается в Ингушетии (множество беженцев из Чечни) и Дагестане (где имеется влияние ваххабитов и чеченских сепаратистов, стремящихся создать исламское государство от моря до моря). Эти республики как бы буфер между Россией и Чечней они приняли на себя основное бремя негативных последствий Чеченского конфликта и жертвами терроризма (наряду со Ставропольским краем). Одновременно они являются основными объектами политики "панисламизма", направленной против целостности России. Угроза распространения религиозного экстремизма идет из стран исламского мира и Афганистана, где 20 лет продолжается гражданская война, превратившая страну в полигон, где готовят террористов и находят приют международные террористы и экстремисты, где выращивание и продажа наркотиков стали основными источниками существования. При дальнейшем неразрешенном чеченском конфликте может сложиться аналогичная ситуация, т.к. в условиях послевоенной разрухи происходит криминилизация, возникает терроризм, который распространяется не только близлежащие регионы, но и в глубь РФ и других государств.

Запад внимательно наблюдает за конфликтом в Чечне. Запад имеет расхождение с Россией по вопросу урегулирования чеченского кризиса. Появились мнения в ЕС о необходимости введения экономических санкций против России, МВФ уже не выделил очередной транш займа.

Существует мнение, что Карабахский конфликт будет законсервирован, хотя бы по причине необходимости для Запада использовать его в качестве инструмента давления на Баку. Однако американская политика двойного стандарта в отношении закавказских республик показала, что главная цель Вашингтона - не помочь решить конфликты с самопровозглашенными территориями, а вытеснить Россию из Закавказья. Грузия и Азербайджан надеялись, что, став членами НАТО, они смогут с помощью Североатлантического альянса решить абхазскую, южноосетинскую и карабахскую проблемы в свою пользу. США предложили унизительный для Баку план карабахского урегулирования, который предусматривает создание "общего государства" Азербайджаном и Нагорным Карабахом. США дали понять, что они не будут помогать Азербайджану в карабахской войне и ему придется создать общее государство с Нагорным Карабахом, причем на равных условиях. Кроме того, Вашингтон, несмотря на подписанные американскими нефтяными компаниями многочисленные контракты с Баку, продолжает сохранять запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану, но увеличении финансовой помощи Армении. Теперь, когда надежды на США не оправдались, Алиев вынужден был искать поддержку у России и Ирана. (Азербайджан подтвердил позицию Баку в поддержке действий России в Чечне. Алиев заявил, что "Азербайджан усилит охрану границы с Россией, чтобы предотвратить ее пересечение чеченскими боевиками".) Повышенное внимание руководства Азербайджана отношениям с Россией связано с тем, что после Стамбульского саммита (когда президенты Грузии и Азербайджана под патронажем президента США подписали ряд соглашений, предусматривающих дальнейшее вытеснение России из Закавказья) Москва начала уделять больше внимание военному присутствию России в Армении. Т.к. между Арменией и Россией подписано соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает оказание Россией военной помощи Армении в случае войны. Один из решающих факторов, влияющих на урегулирование вопросов непризнанных республик - пути перекачки нефти. Вопреки определенным, хотя и тщательно камуфлируемым надеждам армянской стороны, маршрут нефтепровода минует территорию Армении и Карабаха. Само по себе это обстоятельство может стать в перспективе дестабилизирующим фактором, способным спровоцировать наиболее непримиримые круги на возобновление противостояния. Тем более что будущая труба проляжет в непосредственной близости от линии фронта в Карабахе и армяно-азербайджанской границы. Именно поэтому конфликт должен быть разрешен до начала эксплуатации нефтепровода, а Армения - получить определенную компенсацию в виде иностранных инвестиций и прекращения транспортной блокады со стороны Турции и Азербайджана. Армения не может отказываться и от финансовой помощи Запада, поэтому ей приходиться лавировать, проводя максимально гибкую внешнюю политику. США выражают свою поддержку Армении не только на декларативном уровне, но и в реальной финансовой сфере. Проходят Американо-армянские переговоры.

Дистабилизируюший фактор в регионе — радикальный и экстремистский исламизм. В Чечне, Дагестане, Грузии он уже отчасти задействован. К этому региону приковано внимание Турции и ближневосточных исламских государств. Экспертные данные свидетельствуют, что вовлечение в конфликты Конфедерации горских народов (и в том числе знаменитого Абхазского батальона Шамиля Басаева) также не обошлось без турецкого планирования. Учитывая высокую конфликтность, связанную со сложной этноплеменной чересполосицей, исламский фактор для Кавказа крайне серьезен. Заодно отметим, что здесь игровая роль Турции оказывается огромной еще и потому, что именно она оказывается ключевым держателем нефтетранспортных и просто транспортных проектов от Каспия через Закавказье. Для Армении, вовлеченной в Карабахский конфликт и зажатой между исламизированным Азербайджаном и исламскими Турцией и Ираном, мусульманский фактор оказывается внешним, но от этого не менее существенным. Ресурсно-этническая масса и радикальный идеологический потенциал исламских соседей, а также сложная политическая игра США, в сегодняшней острой ситуации серьезно влияют на разрешение проблем самопровозглашенных республик.

14.Перспективы интеграции на постсоветском пространстве.

Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи, но и общее будущее которое неизбежно ведет к интеграции в той или иной степени. Это следует из контекста происходящих в мире событий: интеграции Европы, военно-политического доминирования НАТО во главе с США, рост крупнейших стран Азии и прежде всего КНР и Индии. У каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они противоречивы, но есть ряд моментов, которые сближают эти цели и интересы способствуя интеграции в различных формах:

- Безопасность постсоветского пространства: Границы с бывшими республиками долгое время практически отсутствовали. Но и до сих пор оборона границ остается общим делом со многими странами БЗ. Угроза распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве вынуждает Россию и страны ближнего зарубежья уделять большее внимание этим вопросам. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

- Экономические интересы. Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи. Государства постсоветского пространства соединены системой магистральных трубопроводов, железных и шоссейных дорог, линиями электропередачи - это хорошая основа для экономического взаимодействия. Страны БЗ взаимно заинтересованы друг в друге с точки зрения рынков сбыта, т.к. их продукция (за исключением сырья) слабо конкурирует с западными образцами. Народнохозяйственные комплексы многих новых государств постсосветского пространства были рассчитаны на взаимное сотрудничество, поэтому многие из них не могут функционировать без прежнего сотрудничества.).