15 декабря в газете появляется крайне глумливый отчет о митинге в поддержку Лужкова с большим, на целую полосу фоторепортажем[85]. 16 декабря за мэра снова взялся М. Соколов, который пытался доказать, что Лужков - отвратительный хозяйственник, не умеет привлекать инвесторов и вообще популист[86]. Наконец, в последний день, когда была разрешена предвыборная агитация, «Известия» обрушились на лужковско-примаковкие СМИ в статье «В играх грязи и лицемерия блок НТВ - «Столица» вырвал боевую ничью у блока ОРТ - РТР»[87]. В статье прозвучали недвусмысленные обвинения в антисемитской позиции телеканалов НТВ и ТВЦ, а также в связях их боссов с криминалом. В пример Евгению Киселеву был поставлен... «курва Сергей Доренко», который лучше уже хотя бы тем, что не претендует «на Журналистику с большой буквы».
Многие из обвинений, высказанных в адрес руководителей блока ОВР и их СМИ, были, вероятно, справедливыми. Другое дело, что «Известия» как-то очень неожиданно «спохватились». Причину удивительной перемены в информационной политике «Известий» объяснила газета «Сегодня»: «на днях Потанин обратился к главе правительства Владимиру Путину с просьбой вмешаться в его тяжбу за приобретение пакета акций ТНК. Однако в Кремле, вероятно, решили, что бартерная сделка с Потаниным не вполне равноценна. То есть администрация президента помогает Потанину хорошо, а вот олигарх не все заказы отрабатывает. Перед Потаниным были поставлены жесткие условия предоставления ему дальнейших «кремлевских услуг». «Известия» и прочие подконтрольные СМИ должны занять более жесткую позицию по отношению к недругам Семьи»[88].
Непрерывные нападки со стороны прокремлевских средств массовой информации на блок «Отечество - Вся Россия» и на его лидеров Евгения Примакова и Юрия Лужкова выполнили свою основную задачу - привели к серьезному поражению блока ОВР на выборах в Государственную думу и к отказу Примакова от участия в президентской кампании. Незначительные уколы левых СМИ в адрес ОВР прошли незамеченными некоммунистической аудиторией. Газета «Известия», не принявшая в кампании ни одной из сторон и потому имевшая возможность наиболее объективно подбирать факты и анализировать происходящее, выделялась своей позицией, но в результате незадолго перед выборами в Думу присоединилась к тем СМИ, кого до того отчаянно критиковала за манипуляции и откровенную тенденциозность. Этот пример с «Известиями» стал одним из печальных примеров, показывающих, насколько зависимы отечественные СМИ от позиции своих хозяев.
§3. Феномен «Единства» и феномен Путина
Рассмотрим теперь публикации, посвященные блоку «Единство» и прочно связанному с ним Владимиру Путину, которые столь триумфально завершили свои избирательные кампании.
Опубликованный в журнале “Власть” опрос, который провел фонд “Общественное мнение”, довольно красноречив[89]:
Партия (объединение) | % (от числа опрошенных) |
КПРФ | 20 |
ОВР | 18 |
«Яблоко» | 9 |
«Единство» | 7 |
ЛДПР | 4 |
«Союз правых сил» | 3 |
НДР | 1 |
Как видно из таблицы, в списке появилось новое, неизвестное доселе объединение - «Единство» (известное также как «Медведь»). С самого начала было ясно, что создателем движения является Борис Березовский (и он же - автор названия), но дурная слава олигарха практически не повлияла на запланированный рост рейтинга «Единства». «Большинство наблюдателей считают, что новый блок и все прокремлевские структуры будут работать на раскрутку Владимира Путина с целью оттянуть на него как можно больше влияния от ныне лидирующих на политической арене ОВР и КПРФ»[90].
Сам Березовский, кстати, яростно опровергал информацию о своей причастности к созданию «Медведя», заявляя, что ему не до политики - надо восстанавливаться после перенесенного гепатита. Как писали в статье агентства РосБизнесКонсалтинг[91] «губернаторы твердят в телекамеры, что "Медведь" – их собственное изобретение, единственная цель которого – "привести в Думу честных и ответственных людей". Чукотский руководитель Александр Назаров так и вовсе назвал версию о причастности Березовского к новоиспеченному формированию "преступной" – "непорядочно говорить о том, что можно купить губернатора"».
Как писала «Независимая газета» 17 декабря, «на сегодняшний день «Единство» реально может второй по численности фракцией нового парламента, так что позиции Кремля в Госдуме удалось сделать очень приличными в кратчайший срок благодаря использованию новейших PR-технологий[92].
Информационная война практически закончилась после парламентских выборов, на которых Лужков, Примаков и их блок ОВР потерпели сокрушительное поражение. Причиной поражения стали прежде всего успешные нападки прокремлевских СМИ. Почему же рейтинг «Единства» все время только рос и никакие нападки лужковских СМИ не могли справится с альтернативным блоком?
Кроме уже названного перевеса Кремля в информационно-пропагандистском («информационные возможности ОРТ и ВГРТК, переманивших к себе на сегодня самых талантливых киллеров от тележурналистики, оказались огромными. Они попросту забили ТВЦ и НТВ» - писала газета «Слово»[93]) и административном ресурсах, необходимо упомянуть важный аспект. Средства массовой информации, поддерживавшие ОВР, почти не нападали на Кремль, Путина и «Единство».
Поддержанную народом антитеррористическую операцию в Дагестане и позднее в Чечне критиковать было равносильно политическому самоубийству - это относилось и к политическим деятелям, и к изданиям. Кстати, высокий и продолжающий расти рейтинг Путина так и был назван - «военным»[94].
Среди СМИ, поддерживавших ОВР, самая жесткая публикация в адрес властей появилась в «Московском комсомольце». Авторы прямо обвинили Кремль в организации взрывов в Буйнакске, Москве и Волгодонске:
«По сути «семья» назначила не премьера, а ответственного за проведение операции. Напомним, что на место главы Белого дома рассматривались две кандидатуры: Рушайло и Путин. Но в последний момент то ли «семья» предпочла Путина, то ли Рушайло сам решил отойти в тень... С назначением Путина и.о. премьера операция перешла в заключительную стадию. Помещения под закладки уже сняты. «Сахар» заложен. В ночь с 8 на 9 сентября на куски развалился дом на улице Гурьянова, а ранним утром 13 сентября кирпичная восьмиэтажка на Каширском шоссе сложилась как карточный домик»[95].
Более страшного обвинения на тот момент невозможно было придумать. Продолжай все лужковские СМИ действовать в том же духе, неизвестно, чем бы закончилась избирательная кампания. По крайней мере, от одного этого обвинения Путину пришлось отмываться вплоть до президентских выборов. Так, за три дня до выборов в прессе появилось обращение ветеранов спецслужб, в котором они призвали не верить в причастность ФСБ к взрывам, а подобные публикации «кощунственны» и «снижают рейтинг Путина»[96].
Однако после этой жесткой атаки на Кремль «московские» СМИ сбавили обороты, а вскоре переключились на полемику с Сергеем Доренко и на обличение Бориса Березовского, а также на уничтожение Кириенко, которого называли «недомэрком», и СПС. Довольно типичным выглядит такой текст:
«Немцов рекламирует себя и своих товарищей примерно так: мы, мол, идем во власть не воровать - мы уже наворовались. Во избежание судебного иска напомню, что буквально Немцов сказал следующее: "Мы идем во власть не за деньгами - мы люди небедные". Но очевидно, что иначе понять нельзя, и если Немцов вообще о чем-то думал, произнося этот предвыборный слоган, то о том, что его поймут именно так. рассчитывал, видимо, что такой поворот народу понравится»[97].
Приведенный фрагмент, принадлежащий перу известного журналиста Леонида Радзиховского, между тем был бы совершенно немыслим в журнале «Итоги», что еще раз подтверждает, что внутри «Медиа-МОСТа» не существовало четкой и определенной позиции по самым главным вопросам.
Критика Березовского, которая ставила своей задачей ударить по «Единству», успеха не принесла. Тот факт, что за «Единством» незримо маячила фигура Путина, нельзя было использовать в целях контрпропаганды, учитывая популярность премьера. Путин не столько поднял рейтинг «Медведя», сколько прикрыл его от нападок и расстрела прямой наводкой. Дружественные ОВР СМИ лишь «покусывали» грозного хищника, выискивая малозначительные дефекты в его обороне, типа обвинения Карелина в дружбе с Отари Квартришвили и проч., и проч.