По свидетельству Олеария, на каждые пять домов приходилось по церкви. Впрочем, церкви были небольшие.
Не меньше изумляло иностранцев и обширность пространства, на котором раскинулась Москва. Рейтенфельс и Авриль приводят приблизительное число жителей в Москве: около 600 тысяч. Кроме русских, в Москве очень много жило греков, персиян, немцев, турок и татар, но поляков не было, так как их не терпели не только в столице, но и в пределах государства.
По описанию Олеария, город состоял из пяти главных частей; три из них имели вид особых городов, огибавших один другой: это были Китай-город с Кремлем, Белгород и Земляной город.
Вне Кремля в отделении Китай-города, внимание иностранцев прежде всего останавливала на себе церковь Святой Троицы (Василий Блаженный), которую московские немцы называли обыкновенно Иерусалимом; она удивляла иностранцев оригинальностью своей архитектуры, и некоторые называют ее очень изящной. Прямо перед Кремлем находился обширный купеческий рынок, главный в городе, со множеством лавок. На Красной площади стояло до двухсот извозчиков с маленькими санями или тележками в одну лошадь. Площадь с утра до вечера кипела народом; более всего было на ней, замечает Олеарий, холопей и праздно шатающихся./3, с. 171/ Иностранцы второй половины XVII века говорят, что почти все здания в Китай городе были каменные; между ними особенно отличались размерами и красотой Посольский двор, здания типографии, Греческий двор, а также Гостиный двор и дома вельмож.
Описание московского Кремля мы находим у К. де Бруина: «Москва разделяется на четыре части, из которых первую составляет замок, или крепость, называемый Кремль-город, лежащий на берегу Москвы-реки, идущей с западной стороны и впадающей в реку Оку. Замок этот, или Кремль, опоясан высокой каменною стеною, снабженной многими башнями.
Посреди большой площади, окруженной различными зданиями, возносится башня, или колокольня, Иван Великий, подле которой находится громадный колокол, упавший с колокольни во время пожара в 1701 году и разбившийся от падения. С высоты Ивановской колокольни открывается самый лучший вид на город, со множеством каменных церквей, которыми он наделен»./7, с. 161/
Далее идет описание Китай-города: «Эта часть обнесена высокою каменною стеною, называемою Красная стена, потому что некогда она была действительно красного цвета. Церковь Св. Троицы, построенная одним итальянским зодчим и составляющая дону из главных церквей города, находится среди этих стен как раз против Кремля. Здесь же происходит и главное торжище, всегда полное народа; также находятся большею частью лучшие господские дома, гостиный двор с купеческими товарами и замечательнейшие лавки, расположенные по отдельным улицам, смотря по роду товаров.
Третья часть этого города называется Белый город, или Белая стена. Эта часть с Китай-городом совершенно охватывает Кремль до самой Москвы-реки и имеет также свою стену. Небольшая речка Неглинная протекает через эту часть, имея с одной стороны (на одном берегу) Арсенал, а с другой – большой кабак, или дом, в котором продается водка»./7, с. 162/
Четвертая часть, находящаяся внутри земляного вала, называется Скородомом. Она огибала Белый город с востока, севера и запада; через нее протекала река Яуза. Скородом был самой большой частью города, но зато уступал двум описанным выше частям и в красоте зданий, и в зажиточности населения. Он был густо застроен бедными деревянными домиками, в которых жили мелкие ремесленники и другие посадские люди.
К четырем выше описанным частям примыкали еще две части, расположенные отдельно: Стрелецкая и Немецкая.
Основанием Стрелецкой слободы послужила слобода Налейки (Наливки), построенная великим князем Василием Ивановичем для иностранных солдат.
Немецкая слобода отделялась от Скородома небольшим полем и состояла из деревянных домиков немецкой архитектуры. В ней жили иностранцы. Чтобы не подвергаться насмешкам и оскорблениям со стороны москвичей, иноземцы, по словам Олеария, стали одеваться по-русски. Олеарий говорит, что там было больше тысячи семей.
Иностранные писатели говорят единогласно, что в Москве ни к каким иностранцам не относились с таким отвращением и недоверием, как к католикам. Многие из иностранцев принимали в Москве православную веру.
У иностранных писателей имеются различные заметки о повседневной жизни этого города. Московитяне, замечает Невиль, любят ходить пешком и ходят очень быстро. Но это замечание могло относиться только к людям из простого народа: служилый человек считал неприличным для своего звания являться на улицу пешком.
Сильно поражало иностранцев появление царицына поезда в городе. Когда, говорит Маржерет, царица прогуливается, за ее каретою следует несколько женщин, которые сидят на лошади верхом как мужчины./7, с. 171/
В полдень, в обеденное время, движение стихало, лавки закрывались. Нет, говорит Олеарий, московитянина, какого бы ни был он состояния, который не спал бы после обеда./3, с. 173/ Много некрасивых явлений замечал иностранец днем на московской улице; особенно поражало его постоянное употребление бранных слов, хотя это было запрещено царским указом.
Длинная ночь, при плохом устройстве городской полиции, давало широкий простор для промысла лихим людям. Ни один домохозяин, говорит Олеарий, не решается высунуть голову из окна, а тем более выйти из дома на помощь человеку, подвергнувшемуся нападению ночных разбойников, боясь, что последние сделают с ним то же. Ночные убийства, воровство и пожары – вот обычные явления московской жизни, отмеченные иностранцами.
Иностранцы в России посещали не только столицу, они побывали и в других городах, в том числе в Новгороде. Иностранцы говорят об огромных богатствах независимого Новгорода, бывших следствием его обширной торговли. Англичане, не без основания, называли его лучшим городом государства.
По словам Иовия, Новгород славился бесчисленным множеством зданий. Англичане доносили, что, уступая Москве в достоинстве, он значительно превосходил ее обширность.
Герберштейн замечает, что жители его отличались прежде большой мягкостью нравов и прямотой характера, но что с тех пор, как поселились в нем более грубые и криводушные жители из московских областей, нравы города сильно испортились./1, с. 201/
В конце XVI века иностранцам стал хорошо известен Псков. Герберштейн замечает, что Псков – единственный город в государстве, который весь окружен стенами. По описанию Вундерера, город был очень многолюден и делился на четыре части. Здесь жило много иностранных купцов и ремесленников. По словам Герберштейна, псковитяне отличались прежде обходительностью, торговые дела вели добросовестно, без хитрости и обмана; но со времени поселения между ними московитян нравы в Пскове, как и в Новгороде, изменились к худшему./1, с. 202/
К менее значительным по величине городам причисляются Вологда и Ярославль; последний Флетчер называет самым красивым по местоположению.
Посетив Вологду, К. де Бруин дает некоторое описание русских церквей. Он восхищен внешним их обликом: «… у большей части главы покрыты жестью, с позолоченными крестами, что производит прекрасное впечатление, когда солнце играет на этих главах и крестах»./7, с. 165/
В XVII веке на двух противоположных окраинах Московского государства важное торговое значение имели два города: один новый – Архангельск, другой старый – Астрахань.
Архангельск, по описанию Олеария, построен при устье Двины. Город невелик, но знаменит обширной торговлей; ежегодно голландские, английские и гамбургские корабли приходят туда с разными товарами.
Этот город описывается иностранцами как довольно богатый в отношении товаров широкого потребления и получающий хороший доход от таможенных пошлин.
Иностранцев удивляет некоторое неудобство в дорогах: «Когда дороги сделаются удобными для езды по снегу на санях, и лед окрепнет до того, что можно переезжать по нем реки»./7, с. 172/ К. де Бруин, побывавший в Архангельске в 1701 году, пишет о повсеместном использовании дерева при постройках зданий и улиц: «Кремль окружен бревенчатой стеною, простирающеюся одной частью до самой реки.
Что до зданий, все дома этого города построены из дерева, или, лучше сказать, из бревен, необыкновенно на вид толстых, что кажется чрезвычайно странным снаружи для зрителя. Однако же есть и хорошие дома внутри, снабженные порядочными покоями, в особенности принадлежащие иностранным купцам. Стены в этих зданиях гладкие, обшитые красиво тоненькими дощечками, и бревна в них служат отчасти лишь поддержкою строения. Гладкая сторона всегда находится потому внутри, а неровная – вне. В каждой комнате обыкновенно одна печь, затопляемая снаружи. Печи эти большею частию очень большие и устроены таким образом, что они не только не безобразят, напротив, составляют украшение комнаты, так как они изящно сделаны. Купцы заморские, как обыкновенно называют иностранных христиан, проживающие здесь, содержат в домах своих такую чистоту и опрятность, какую находим мы у наших значительнейших людей, и комнаты их наполнены картинами и рухлядью очень хорошею.
Улицы здесь покрыты ломаными бревнами и так опасны для проходящих по ним, что постоянно находишься в опасности упасть. Вдобавок в городе находятся беспорядочно разбросанные развалины домов и бревна после пожара. Но снег, выпадающий зимой, уравнивает и сглаживает все»./7, с. 168/
К. де Бруин пишет также о власти в городе, о ее распределении, сравнивая с прошлым веком. Если раньше в городе было единогласие, то впоследствии власть военная и гражданская разделилась.
Также иностранец описывает таможню, что, конечно, немаловажно для иностранных гостей: «Сюда ежедневно приезжает главный таможенный смотритель ко времени прибытия товаров для охранения доходов, извлекаемых Его царским Величеством из торговли, а также для закупки вещей, приобретенных для двора его»./7, с. 168/