Смекни!
smekni.com

СИСТЕМА ИЛИ ВЕРА? К вопросу о движении к цивилизации (стр. 4 из 9)

Но вот к власти пришли люди, которые данное мнение не разделяют. Естественно, они пытаются ввести в экономическую систему этот институт. Однако, это удается с очень большим трудом и издержками.

Но, вспомним, ведь и раньше имевшие место в истории России попытки ввести в экономическую систему институт частной собственности имели довольно относительный успех и всегда проходили с большим трудом и издержками. И НЭП, и столыпинские реформы, и отмена крепостного права при Александре II... Это давало основание славянофилам утверждать, что у русских особый "дух коллективизма", который препятствует внедрению и установлению частной собственности и т.д.

На Западе же институт частной собственности достаточно естественен. Там никогда не приходилось через такие муки, как у нас, его насаждать. И опять же, повторю, что на Западе никто никогда не строил так называемый "капитализм". Там он возник, так сказать, "естественным образом".

Но "возник естественным образом" - это и означает, что он сформировался как следствие определенного менталитета людей. И тот факт, что институт частной собственности с таким трудом прививался у нас и не сформировался естественным путем, говорит о том, что у нас был другой менталитет.

Здесь, казалось бы, напрашивается славянофильский ответ об особенности и специфичности русского народа. На самом же деле существует совершенно четкий ответ вне дилеммы западничества - славянофильства. Философы и того, и другого направления ошибались - каждый, конечно, по-своему.

Если говорить упрощенно, западничество подразумевает, что менталитеты разных народов примерно одинаковы; по крайней мере, они не настолько различаются, чтобы не могла привиться иная система. Поэтому, если какой-нибудь народ более цивилизован, то они объясняют это более "передовой" системой, которую можно "привить" другому народу, и тот в результате также станет более цивилизованным.

Их ошибка в том, что они не задаются вопросом: а откуда взялась у этого более цивилизованного народа его более "передовая" система? Почему у англичан и голландцев "возник" "капитализм", а у индейцев Огненной Земли и у папуасов Новой Гвинеи остался "первобытнообщинный" строй? Если западники и задаются таким вопросом, то отвечают на него примерно так: "системы" возникают у народов случайно, так сказать, "методом проб и ошибок". То есть, случайно у какого-либо народа образуется вдруг "передовая" система, которая делает данный народ более цивилизованным, и тогда остальным народам надо просто постараться и у себя "построить" такую же "передовую" систему.

Это представление западников о случайности возникновения более "передовой" системы и есть одно из самых главных их заблуждений.

Славянофильство же, наоборот, считает, что менталитеты народов настолько отличаются, что невозможно привить систему, сформировавшуюся в одном государстве и, так сказать, "пригодную" для одного народа, другому народу. Однако, они допускают другую ошибку: менталитету какого-либо народа (конкретно, славянам) они придают какую-то особую, отличную от других народов ценность. Скажем, они утверждают, что русскому народу присуще "чувство коллективизма", но не задаются вопросом: а хорошо это или плохо? Коллективизм - это порок или добродетель? Для них менталитет данного народа ценен сам по себе.

Можно сказать, что и западничество и славянофильство являются разновидностями некой формы идолопоклонства, только идолы разные: у славянофилов это - Народ (конкретно, славянский), у западников - Система (конкретно, сложившаяся в более развитых западных странах).

Поэтому действительно докопаться до истины не смогли ни те ни другие.

Действительно, как мы уже убедились, менталитет (т.е. сознание, взгляды, мировоззрение людей) "первичен" по отношению к общественной системе и определяет степень цивилизованности народа. Разные народы имеют разные менталитеты, но последние не обладают сами по себе какой-то особой ценностью. Ценностью (с точки зрения развития цивилизации) является степень истинности данного менталитета. Более цивилизованным будет тот народ, в котором меньшее развитие и распространение получили разные ложные взгляды, мнения и суждения, - то есть менталитет которого более истинен.

Но отсюда следует, что должен существовать некий критерий истинности менталитета. Как его определить?

Для ответа на этот вопрос вспомним приведенный в прошлой нашей публикации пример с судом присяжных и зададимся вопросом: почему у английских судей был один менталитет, а у русских - другой, почему англичане считали, что человек ответственен за свои действия, а русские оправдывали человека, считая, что в его преступлениях "среда виновата"?

Представление об ответственности человека за свои действия, о его свободе делать выбор между добром и злом вытекает из библейского, христианского понимания природы человека и общества. Кроме того, в Библии неоднократно подчеркивается необходимость справедливого суда и в ней же сформулирован его главный принцип: оправдание невиновного и осуждение виновного. "Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена. А обличающие будут любимы и на них придет благословение" (Притчи 24:24).

И отсюда видно главное отличие менталитета российских присяжных от их английских коллег. Менталитет англичан был более, так сказать "библейским", христианским, - он был сформирован на знании ими Библии. Менталитет же российских присяжных формировался на основании каких-то их собственных воззрений, либо модных в то время философских идеях. Именно это различие в мировоззрениях и определяло такие разные судебные решения тех и других.

Но, может быть, это "библейское" мышление англичан только судебной областью и ограничивается?

Интересно, что и все другие элементы западной цивилизации (демократия, частная собственность и т.д.) имеют свои основания и источники в Библии, в библейском понимании мироустройства.

Библия - это единственный источник из всех религиозных и философских учений, где освящается частная собственность. В книге Бытие (1:28) Бог говорит только что сотворенным людям: "и наполняйте землю, и обладайте ею..."

Но можно ли "обладать" землей сообща, - так, как "обладают", например, наши колхозы и совхозы? Ведь "обладать" каким-либо объектом - значит иметь возможность принимать решения относительно него. В коллективных же земельных хозяйствах, таких, как наши колхозы и совхозы, принимать решения могут лишь люди, стоящие во главе их, то есть начальство. Конечно, в качестве исполнителей принимаемых решений некоторую долю "обладания" можно приписать и рядовым работникам. Но все-таки, по-видимому, наиболее полная реализация этого "обладания землей" достигается при частной собственности на землю, и, наверное, заповедь "обладать землей" носит личностный характер, то есть само слово "обладать", видимо, подразумевает личное владение, а не общественное.

Не этим ли объясняется такое неудержимое желание людей иметь в собственности хотя бы маленький участочек земли, что "подсознательно" они чувствуют эту заповедь, данную им Богом в самом начале их сотворения?

Собственность частных лиц в Библии порой ставится выше, чем полномочия правителей государств: иллюстрацией к этому может служить судьба царя Ахава и его жены Иезавели, которые решили, что они имеют право отобрать у Навуфея его виноградник.

И, кроме того, ведь из десяти общеизвестных библейских заповедей две посвящены частной собственности. Это - 8-я заповедь "не кради" и 10-я заповедь: "не желай... ничего, что у ближнего твоего" (Исход 20:15, 17).

Правда, некоторые на основании вырванных из контекста цитат пытаются доказать, будто библейский идеал - это общественная собственность; например, часто цитируют из Деяний Апостолов (4:32:"...Никто ничего, из имения своего не называл своим, но все у них было общее". Однако, из контекста этого отрывка следует, что это было сделано, по-видимому, для того, чтобы обеспечить питанием огромное количество людей, приезжавших в то время в Иерусалим со всех концов Римской Империи послушать о новой вере; то есть было временной мерой, предпринятой только что образовавшейся Церковью, а вовсе не установлением для экономической жизни всех людей во все времена; по крайней мере, в Библии это преподносится просто как имевший место исторический факт, а не как заповедь.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в том обществе, где Библия изучается глубоко (настолько, что начинает определять менталитет людей), там наиболее вероятно установление и укрепление института частной собственности и функционирование экономики на ее основе; там же, где Библию не знают, более вероятно установление экономической системы, не базирующейся на частной собственности, и, кроме того, в таком обществе легче прививаются различные философские теории, провозглашающие этот институт вредным.

Страны, где наиболее получили развитие институт частной собственности и соответствующая экономическая система (кстати, именно их обычно называют развитыми и цивилизованными), характерны тем, что во время европейской Реформации 16 - 17 веков в них утвердился протестантизм - направление в христианстве, делающее гораздо больший упор на изучение Библии, нежели остальные два - православие и католичество.