Смекни!
smekni.com

СИСТЕМА ИЛИ ВЕРА? К вопросу о движении к цивилизации (стр. 5 из 9)

Поэтому в странах, где в результате Реформации победил протестантизм, у людей стало складываться, так сказать, "библейское мировоззрение", и, уже как следствие этого, стали формироваться общественно-политические и экономические структуры, соответствующие ему. По этой причине и институт частной собственности получил наибольшее развитие именно в этих странах.

На взаимосвязь "капитализма" и протестантизма обращал внимание известный историк и философ Макс Вебер. Однако, на мой взгляд, его подход был несколько поверхностным. Он считал, что просто некоторые "элементы" протестантизма способствовали развитию капитализма (вроде того, что кальвинизм "учит" бережливости, накоплению и вкладыванию денег в прибыльные дела и т.п.).

На самом деле все гораздо глубже. Дело не в том, что какие-то элементы протестантизма способствовали развитию "капитализма". Правильнее сказать, что протестантизм стимулировал более внимательное отношение людей к Священному Писанию, что привело к формированию в этих странах у людей библейского менталитета, и уже в результате этого складывались те экономические, социальные и общественно-политические структуры, которые затем разными горе-философами вроде К. Маркса и были названы "капитализмом".

Замечено, что рыночной экономике, основанной на частной собственности, как правило, сопутствует демократическая система государства. Это породило мнение у наших реформаторов, что экономическая система зависит от политической. Именно исходя из этой точки зрения, М. Горбачев не стал дожидаться плодов проводимой им экономической реформы (вспомним "закон о кооперации", об ИТД и т.д.), а быстро перешел к реформе политической системы в 1988 - 1989 гг., очевидно, полагая, что одна реформа "подстегнет" другую. Китайцы, однако, прекрасно продемонстрировали, что экономическая система весьма мало зависит от политической, а, скорее зависит от конкретной воли политиков: они сохранили власть компартии, но при этом увеличили долю частной собственности в экономике страны. Это лишний раз подтверждает, что любая "система" не является чем-то независимо или "объективно" разви- вающимся, а зависит от конкретной воли людей.

Итак, политическая система вовсе не определяет экономическую: и то, и другое есть следствие определенных мировоззренческих установок. Как мы уже убедились, "рыночная" или "свободная" экономическая система, основанная на институте частной собственности, всегда скорее возникает в странах с "библейским менталитетом". И, как известно, для этих же стран характерна демократия в политической системе. Таким образом, библейский менталитет влияет не только на экономическую систему, но и на политическую.

Чтобы понять, почему так происходит, необходимо остановиться на этом вопросе подробнее и вспомнить библейское понимание государства. А вопрос этот очень важен, так как у нас принято считать политическую систему чем-то "первичным", независимым от духовного состояния общества.

Согласно христианскому мировоззрению все люди от природы злы (как следствие грехопадения Адама и Евы). Во времена до великого Потопа института государства не существовало, и зло (убийства, грабежи, изнасилования, обман и т.д.) увеличилось в человеческом обществе настолько, что Богу пришлось избавить людей друг от друга, затопив всю Землю водой, оставив в живых лишь Ноя с семьей.

С учетом этого горького опыта существования допотопного мира, для нового, послепотопного мира была дана заповедь на учреждение института государства, главный принцип которой был сформулирован Ною в книге Бытие (9:6): "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию"; то есть главной функцией государства была провозглашена смертная казнь за умышленное убийство.

Из многих других стихов Библии также видно, что функция государства вообще - это силовая борьба со злом в человеческом обществе. "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он... отмститель в наказание делающему злое" (К Римлянам 13:3-4).

Человечеству было обещано, что теперь больше всемирного Потопа за его грехи не будет (Бытие 9:11). Однако, чтобы зло не распространилось снова до такой же степени, как в допотопном мире, необходимо, чтобы из человеческого общества выделялась какая-то часть людей, которая боролась бы со злом в обществе, пресекала бы и подавляла бы его. "Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками,... десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время..." (Исход 18:21). И для этого, естественно, необходимо, чтобы эта часть людей наделялась соответствующими полномочиями. Вот это и называется государством.

Итак, согласно библейскому учению, главная функция государства, это - борьба со злом в обществе. В этом его главный смысл, и именно для этого оно, собственно, и существует.

В каких же случаях и почему одни государства становятся деспотичными и тоталитарными, как на Востоке или у нас во времена Сталина или Ивана Грозного, а другие - демократическими, где население имеет гражданские и политические свободы?

Термин "тоталитарное государство" означает такое государство, которое вмешивается во все сферы человеческой деятельности, то есть происходит как бы "всеобщее", "тотальное" проникновение государства в жизнь людей, вплоть до их частной жизни, не говоря уж о политике или экономике. Демократическое государство подразумевает довольно ограниченное вмешательство в дела людей. А понятие "деспотия" или "авторитаризм" означает нечто промежуточное между демократией и тоталитаризмом.

Как видим, все эти термины, по сути, просто означают различные степени вмешательства государства в дела общества. Когда государство мало вмешивается в дела людей - это называется демократией и свободой. Когда много - деспотией. А если оно начинает контролировать абсолютно все сферы человеческой деятельности - это тоталитаризм.

И вот какой вопрос постоянно волнует философов и политиков: как "сделать" деспотическое или тоталитарное государство демократическим, свободным; как от тоталитаризма "перейти" к демократии?

При ответе на этот вопрос, к сожалению, забывают, что государство становится демократическим, деспотическим или тоталитарным не само по себе, не от того, что "ему так хочется". Для вмешательства государства в дела людей есть две взаимосвязанные между собой причины.

Совершенно очевидно, что одна из причин вмешательства государства в какую-либо область человеческой деятельности - это наличие зла в данной области. И поэтому государство как орудие борьбы со злом вынуждено вмешиваться в нее, ибо оно, собственно говоря, для того и существует - согласно заповеди, данной Богом Ною. Поэтому, чем больше в разных областях человеческой деятельности делается зла, тем, естественно, и в большей степени в эти области приходится вмешиваться государству. Но большая степень вмешательства - это и есть, по определению, большая степень деспотизма или авторитарности: таким образом государство и делается более деспотическим, а затем и тоталитарным. Поэтому, чем более люди злы и чем больше они делают зла, тем, естественно, более деспотичным будет и их государство. Можно даже сформулировать такой закон: степень деспотичности государства пропорциональна количеству зла в обществе. И, наоборот, степень свободы и демократичности обратно пропорциональна количеству зла, делаемому людьми.

Существует еще один момент, который показывает взаимосвязь зла в обществе и деспотизма государства. Когда наши историки ужасаются зверствами НКВД во время сталинского периода или разбою опричников при Иване Грозном, то они совершенно правы, что все это ужасно. Однако при этом почему-то забывается одна деталь: государство состоит и функционирует из таких же людей, что и общество. Если люди в обществе злы и делают зло, то наивно было бы ожидать, что те из них, кто получает власть и различные полномочия по отношению к другим людям, вдруг окажутся ангелами.

Ни Сталин, ни Ленин, ни Иван Грозный, ни Малюта Скуратов не упали на нас с Луны. Все они были не инопланетяне, а "плоть от плоти" нашего народа. Поэтому, когда говорят, что вот, мол, Ленин, Сталин и пр. были такие "негодяи" - сгноили в концлагерях миллионы людей, то упускают одну "небольшую" деталь, - что сам же народ порождает таких "негодяев".

Итак, первопричина возникновения авторитаризма или деспотичности государства - наличие зла в разных сферах человеческой деятельности, для подавления которого государство и вынуждено вмешиваться во все эти сферы. И, кроме того, борьбу с данным злом проводят такие же злые люди, взятые из такого же общества, которые, естественно, будут злоупотреблять властью, что создает для человека ощущение "беспредела" со стороны такого государства.

И когда либеральные философы и мыслители пытаются найти ответ на вопрос "как перейти от тоталитаризма к демократии?", они часто допускают одну ошибку. Они считают так: раз деспотия и тоталитарность - это вмешательство государства в дела людей, то пусть оно, это государство, просто перестанет вмешиваться и контролировать, - и таким образом оно станет свободным и демократичным!

Однако такой подход не учитывает, что авторитарность государства возникает не сама по себе, а как следствие наличия зла в обществе. Что происходит, когда вышеупомянутый "рецепт" применяют на практике? Государство перестает вмешиваться в различные сферы человеческой деятельности, где есть зло, перестает это зло пресекать и подавлять. Но ведь от этого оно (зло) не исчезает! Наоборот, при отсутствии подавления, оно начинает расти в геометрической прогрессии, - так, что в конце концов либо государство разрушается окончательно, либо к власти приходят люди, которые эту "либеральную" теорию невмешательства государства в дела общества отнюдь не исповедуют, - и они уже, как правило, делают государство еще более деспотичным, а то и тоталитарным, так как зло-то успело за прошедшее время разрастись и усилиться!