Этим-то и объясняется давно подмеченный историками феномен: после анархии, как правило, возникает тоталитаризм, а после падения тоталитарного режима, как правило, возникает анархия.
И именно все это мы и можем наблюдать в России, особенно за последние два века. Как только реформаторы (вспомним Александра II) слегка отпускали государственную "узду", народ, вместо того, чтобы воспользоваться на благо себе предоставляемой ему свободой, начинал "бурлить", рождать революционеров, терроризировать государственных деятелей, - и отнюдь не становился достойнее и цивилизованнее. Кончалось это, как правило, так называемой "реакцией", - когда государству приходилось снова усиливать режим вмешательства в дела общества. Когда же Николай II отрекся от престола и к власти пришли либералы, давшие обществу экономические и политические свободы, то... почему-то, например, крестьяне воспользовались неожиданной свободой следующим образом: вместо того, чтобы работать теперь на себя, для блага своих семей и жить достойнее и лучше, они бросились громить и жечь помещичьи усадьбы! В стране начался невообразимый развал, суды не работали, исполнительная власть была парализована, и остановить этот беспредел смогла, к сожалению, лишь группировка, которая исповедовала марксистскую философию, - что и привело к такому большому кровопролитию.
Но есть ли вообще выход, есть ли какой-либо способ "избавления" от тоталитарности или авторитарности государства? Конечно, есть, но, чтобы его определить, нужно, как советовал Козьма Прутков, "зрить в корень".
Ведь, как мы уяснили, авторитарность государства есть следствие наличия зла в обществе. Причина - зло в обществе, следствие - авторитаризм государства. Чтобы не было следствия, нужно, чтобы не было породившей его причины. Если удастся каким-то образом уменьшить количество зла в обществе, то государству уже не будет необходимости в такой степени вмешиваться в дела общества, и тем самым возникнет объективная предпосылка для уменьшения степени его деспотичности, что, собственно говоря, мы и хотим.
Но в каком случае люди в масштабах страны могут перестать делать зло, или, по крайней мере, меньше его делать? Известно с незапамятных времен, что человек перестает делать зло только в двух случаях: либо, когда он боится наказания от людей (от государства), либо, когда он "боится Бога". Однако, первый вариант - это как раз и есть "равновесие" между авторитарным государством и стремящимся делать зло человеком. Нас же интересует вариант, когда человек сам, добровольно, исходя, так сказать, из своих убеждений, отказывается делать зло, - вследствие чего необходимость во вмешательстве в его дела отпадает сама собой, - а это возможно как раз только при втором варианте, - когда он перестает делать зло, потому что верит в Бога, который, как известно, за зло наказывает. Причем, Бог, в отличие от самого-самого тоталитарного государства, "всевидящ" - поэтому, когда люди начинают верить в Него, они перестают делать зло в самых разных сферах деятельности - тем самым предоставляя все большие возможности для развития свободы и демократии в государстве. И, наоборот, "если Бога нет, то все позволено" (по выражению Достоевского), то есть неверующий человек будет стремиться делать зло в тех областях, которые государство еще не контролирует и этим будет как бы "вынуждать" его вмешиваться в данные области; иначе говоря, он будет все время способствовать росту авторитарности государства.
Короче говоря, если люди перестают делать зло благодаря вере в Бога, то тогда государству уже не имеет смысла вмешиваться в те области, где люди перестали делать зло. И, кроме того, так как государство состоит из таких же людей, что и общество, то есть государственные деятели, обладающие властью, также верят в Бога, вследствие чего не злоупотребляют своей властью, то государство в целом и перестает быть авторитарным.
Итак, вера людей в библейского Бога, который наказывает зло, является главным условием существования свободы и демократии в государстве.
Для того, чтобы этот тезис был еще более убедительным, приведем один пример. Представим себе общество, где каждый человек (все до единого) соблюдает всегда в течение всей своей жизни все 10 библейских заповедей. Но ведь тогда на земле и был бы самый что ни на есть настоящий, в буквальном смысле, "рай"! Для такого общества необходимость в институте государства отпала бы.
А ведь есть немало "религий" и учений, которые побуждают людей делать зло, а не добро. Примером может служить социальный дарвинизм, - довольно распространенное мировоззрение, согласно которому в "борьбе за существование" побеждает сильнейший и погибает "слабый", и, стало быть, люди должны "бороться" друг с другом, делая друг другу зло. Естественно, что в странах, где такая идеология овладела умами, возникали затем авторитарные и (даже) тоталитарные режимы, примером чему может служить фашистская Германия.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание еще на один аспект, показывающий ценность библейского менталитета в качестве "прививки" от деспотии и тоталитаризма. Заметим, что ведь самые кровавые тоталитарные режимы возникали, как правило, на основе какой-то антихристианской, но при этом логически разработанной и получившей распространение в обществе идеологии. В России, Китае, Камбодже, Никарагуа, Кубе - это был марксизм, социалистические и коммунистические фантазии. В фашисткой Германии - это причудливая смесь оккультизма и антисемитизма - и то, и другое, как известно, является антихристианским и антибиблейским мировоззрением.
Беда тоталитарных государств, возникших на основе антихристианских идеологий, заключается еще и в том, что власти данных государств, хотя и боролись со злом в обществе (то есть делали то, что должны делать власти любого государства), но, имея ложные критерии добра и зла (как следствие исповедания ложной идеологии), они боролись больше не со злом, а с добром, что, в общем-то, и приводило к таким кровопролитиям. Так, большевики, пришедшие к власти в 1917 году, уничтожали не только бандитов и преступников (а именно и только благодаря этим мерам коммунистическое государство вообще смогло утвердиться), но, в основном, их геноцид был направлен против предпринимателей и духовенства, деятельность которых всегда приносит пользу, а не вред. Точно также, в гитлеровской Германии уничтожали евреев - народ, внесший, пожалуй, наибольший вклад в науку, искусство и духовный багаж человечества.
Однако глупость марксизма и нацизма очевидна и ясна только для людей, знающих Священное Писание и признающих его истинность. Для общества же, имеющего очень смутное представление о содержании последнего и считающего его некими "сказками", конечно, ошибочность таких концепций осознана будет далеко не сразу, и такое общество вполне может решиться на "эксперименты" по практической проверке этих теорий, что, собственно говоря, и произошло в России и в Германии.
Поэтому и немудрено, что именно странам с более "библейским" менталитетом населения (Англии, Швеции, Дании, Швейцарии, Голландии и др.) удалось избежать как коммунизма, так и фашизма.
И, кажется, удалось показать, что все элементы западной цивилизации - демократия в политике, рыночная экономика на основе института частной собственности, независимая от государства судебная система и т.д. - не возникают сами по себе, случайно, или "методом проб и ошибок" (как считают обычно либералы-западники), а являются закономерным следствием изменения мышления людей.
А если вспомнить приводимый выше пример с государствами "умных" и "глупых", то можно сказать, что именно знание Священного Писания делает "глупых" "умными".
Однако здесь предвидятся некоторые возражения. Например, могут возразить, что ведь древние греки и римляне не знали никакой Библии, а у них были демократические довольно цивилизованные государства; или, например, Япония - вроде как нехристианская страна, а является цивилизованной и "развитой". И, наоборот, казалось бы, такая христианская (православная) Россия на протяжении веков была довольно отсталой в области экономики и цивилизованности вообще, а уж о демократии в ней и говорить не приходится!
Но в Библии есть ответ и на этот "парадокс". Когда апостол Павел проповедовал в Афинах, он говорил следующее: "Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деяния 17:22-23).
В другом месте, в Послании к Римлянам (2:14-15), он говорит: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую".
Из этих примеров ясно, что люди могут интуитивно отличать добро от зла, и, не зная Библии, могут добровольно отказываться делать зло, что, наверное, и имело место в Древней Греции, и, по-видимому, этого "хватало" для существования демократии некоторое время; хотя формально греки были язычниками. То же самое, вероятно, можно сказать и о современной Японии, которая стала высокоразвитой страной, несмотря на то, что ее население, в основном, формально исповедует синтоизм - разновидность язычества. Хотя, кстати говоря, "экономическое чудо" в Японии и установление там демократических форм политической системы возникли после ее поражения во Второй мировой войне, когда ее стали посещать американские христианские проповедники. И, несомненно, в результате этого японское население стало, может быть, чуть-чуть, но более христианизированным, и, возможно, этого "чуть-чуть" хватило на то, чтобы в экономической и политической жизни Японии появились такие результаты. И абсолютно то же самое произошло и с Южной Кореей.