«Нет у человека заботы мучительнее, как найти того,
кому бы передать поскорее тот дар свободы,
с которым это несчастное существо рождается».
Ф.М. Достоевский
Истоки национального неравноправия кроются в глубине веков. На протяжении всей истории человечества происходили различные события, которое соотносятся с понятием национализма. Со временем возникали крайние формы проявления национального или расового неравенства (шовинизм, фашизм, нацизм). Конечно, самым ярким и жестоким проявлением нацизма стал его расцвет в 20-х годах XX века, как известно, закончившийся поражением этой идеологии по завершении II Мировой Войны. Однако и сейчас проблема существования подобных идеологий и людей, поддерживающих такие учения, стоит довольно остро. И легко можно встретить различные течения, основывающиеся на нацистской идеологии.
На эту тематику написано множество книг, в которых рассматриваются различные причины этого явления. В этом эссе раскрываются основные из них: социально-психологические и политико-психологические. Нацизм – это прежде всего психологическая проблема, но сами психологические факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов социальных и политических, и наоборот.
Как наиважнейшим фактором, в цепочке взращивания в индивиде нацистской идеологии, следует выделить инстинкт власти и силы (разрушения, насилия). Достижение власти определяется разными целями. В одном случае, человек добивается власти для совершенствования своей нравственности, в другом – власть выступает как самоцель. Во втором случае власть является способом удовлетворения потребностей человека в силе, насилии. Таким образом, действия людей, стремящихся к власти, нормальны только до того момента, когда целью этих людей является их благополучие в рамках класса или социального слоя как основных естественных социальных подструктур. За этим пределом власть становится самоцелью для отдельных людей, организованных в специально предназначенные для достижения этой цели объединения. Власть во всех ее проявлениях является архетипом, унаследованным от тех времен, когда люди убивали друг друга, чтобы выжить.
У разных людей инстинкты власти и силы находятся на различной «глубине» психики. Однако, известно, что не существует ни одного индивидуума, в структуре которого не содержались бы элементы нацистского восприятия и мышления.
Таким образом, в каждом из нас существует это начало, однако будет происходить процесс «оголения» этого слоя психики, или нет, зависит уже от социально- и политико-психологических факторов.
Первейшими основания (после общего у всех инстинкта власти) являются такие социальные факторы как семья, дальнейший процесс социализации индивида.
Через власть проходит организация человеческих отношений на всех уровнях и во всех без исключения их разновидностях, начиная с семьи и заканчивая политической системой государства. Именно поэтому в семье определяются ключевые направления развития личности. Семья определяет направление развития личности человека. Социальный статус, род деятельности родителей, состав семьи и т.п. – все это непосредственно влияет на становление личности, характера индивида, его интересы. Как показала история, группу риска составляют небогатые люди, низшие слои среднего класса и вообще деклассированные. Именно эти люди являются порабощенными, стремящимися к власти, протестующими. Власть для них – самоцель: придя к власти они лишь удовлетворяют свои потребности и доказывают себе, что обладают огромным могуществом, становясь при этом пародиями на «настоящих» властителей мира.
Эти люди, как правило, социально неполноценны. Речь идет не столько о материальном превосходстве, сколько об интеллектуальном. Эти люди, в большинстве своем, не способны к освоению умственных и духовных ценностей; они чувствуют себя ущербными, испытывая зависть к более образованным и духовно развитым людям. Именно нацизм, пропагандирующий антиинтеллектуализм, применение силы, дает таким людям возможность выразить свой протест и заявить о себе.
В современном процессе социализации личности важную роль играет школа. Во многом именно в стенах школы в психике ребенка происходят процессы, при которых инстинкт силы может дать о себе знать. Но даже если этот инстинкт не проявляется, это совсем не значит, что потребности во власти и силе никогда не проснутся. Ведь максимально благоприятные условия для развития таких личностно-психологических качеств формируются в обстановке дестабилизации социально-групповых связей людей и кризиса социальной системы. В моменты социальных кризисов общество становится разобщенным, возрастают одиночество и дезориентация личности, превращающие в тяжкое бремя вдруг обретенную ею свободу от социальных норм и связей, усиливается поиск личностью таких способов жизнедеятельности, которые одновременно позволили бы ей обрести максимально простые ориентиры, противостоять обесценившимся общественным нормам и институтам, включиться в общность, обладающую соответствующими качествами. Индивидуум стремится потерять себя, избавиться от бремени свободы, ведь иначе он чувствует себя покинутым, неприкаянным. Людей, по структуре своей мотивации и интеллекта склонных к упрощению образа мира, агрессивному восприятию «чужих», приоритету силы, поиск того места, где он будет чувствовать себя защищенным, приводит в ряды нацистских организаций. Ведь для выходца из среднего класса нет ничего тяжелее, чем чувствовать себя одиноким, не принадлежащим ни к какой большой группе, с которой он может себя отождествлять. Именно поэтому множество людей, кому были чужды принципы нацизма в Германии в 30-х гг., все же потянулись за Гитлером, не желая чувствовать себя покинутыми и отделенными от Германии. К тому же это сопровождалось поражением в войне и падением монархии. Ведь до этого вся жизнь человека из низших слоев среднего класс строилась на незыблемой основе, в роли которой выступала монархия, на смену размеренной жизни пришел полный хаос, все прежние идеалы исчезли. А для таких людей, с их узостью мировоззрения нацистская идеология имела эмоциональную притягательность (слепое повиновение вождю, жажда власти, ненависть к расовым меньшинствам и т.п.).
Социальные несправедливости, как известно, являются причиной классовой борьбы. Однако, эта борьба для людей определенного типа превращается в борьбу за власть как самоцель. Эти несправедливости порождают ненависть к существующему порядку вещей со стороны классов, занимающих подчиненное положение в социально-экономической иерархии, что также служит питательной основой для нацизма.
Но одних лишь социально-психологических причин недостаточно для полного проявления инстинкта власти и практического удовлетворения этих потребностей. Поэтому выделяются еще и политико-психологические основания. К таким основаниям фашистских настроений в обществе можно отнести политические кризисы и катастрофы, экономические кризисы, различные ситуации, при которых происходит дестабилизация государственного режима. Все эти ситуации сопровождаются, как правило, кризисом доверия к власти. Появляются массы недовольных, вернее, они и так были, но политические кризисы только дают им еще один повод выразить свой протест и удовлетворить свои потребности в силе.
Для масс главное, чтобы нашелся один харизматический лидер, способный повести за собой всех недовольных, потому что массы не хотят и не умеют брать на себя ответственность. Когда эти люди приходят к власти, то им надо постоянно поддерживать уверенность людей в правильности этой идеологии, т.е. им нужна какая-то основа. Такой основой становится образ врага, т.е. объект ненависти, который нужно уничтожать.
В западной Европе возникновение нацизма было непосредственно связано с кризисом либерально-демократических и гуманистических ценностей, вызванным первой мировой войной, с обусловленным ею взрывом националистических настроений, особенно в странах, потерпевших поражение. В той сложной политической и социальной ситуации в Германии найти «врага» было несложно. Собственно говоря, массам было все равно кто им станет. Им нужен был лишь объект, который можно подчинить себе, применять к нему свои садистские начала, просто ненавидеть. Учитывая то, что Германия заключила невыгодный ей мирный договор, врагом стали соседние европейские страны, поделившие между собой некоторые немецкие территории. Как известно, самыми жестокими преследованиями со стороны немецких фашистов подвергались евреи. Еврейскому населению досталась роль «козла отпущения», на которого свалили все финансово-экономические беды, преследовавшие Германию. Еврейский капитал заполонил банковскую систему, поэтому Гитлер обвинил евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности. Гитлер также говорил о всемирном заговоре евреев, это стало еще одним фактором, сделавшим другие европейские государства врагом германского народа.
В роли врага могут выступать народы, проживающие во враждебном государстве, конкретные этнические группы в самой стране, каким-либо образом мешающие или просто не нравящиеся остальному населению государства. Здесь следует отметь, что в таком случае в роли группы риска, где могут формироваться нацистские или национал-патриотические настроения, выступают не только низшие слои населения, но и вполне благополучные люди. Примером может служить сегодняшняя ситуация в России (по крайней мере в Москве). Все теракты создают дестабилизацию, и не только политическую, но и социальную. А, как известно, следы терактов ведут на Кавказ, в этой связи у многих людей далеко не из низших слоев просыпается ненависть ко всем так называемым «лицам кавказской национальности». Заявления некоторых политиков, о том, что надо уничтожать или, по крайней мере, выдворять всех приезжих, имеют огромную популярность у населения. Фактически, в Москве сейчас сложилась благоприятная обстановка для пробуждения нацистских настроений и создания в больших количествах различных неонацистских организаций. Ведь присутствуют все нужные компоненты: определенный слой людей, готовых в любую минуту начать «сражаться за родину», внутренний враг, элементы дестабилизации. Вообще, нынешняя ситуации очень опасна именно потому, что проявления инстинктов власти и силы выходят за рамки приспособленного для этого малообразованного слоя населения. Это явление становится все более масштабным, тем самым угроза глобального пронизывания нашего общества нацистскими настроениями становится все реальнее.