Становление вождизма происходило следующим образом.
В Северной Корее побеждает революция, и страну возглавляет Ким Ир Сен. После прихода к власти, он начинает последовательные действия по укреплению своих позиций. Упрочение режима своего единоличного правления Ким Ир Сен сопровождал интенсивной компанией самовосхваления. После 1962 г. северокорейские власти стали всегда сообщать, что в очередных выборах приняло участие 100 % зарегистрированных избирателей, причем все 100 % проголосовали в поддержку выдвинутых кандидатов. С этого же времени культ Ким Ир Сена в Корее приобретает такие формы, которые производят на неподготовленного человека подавляющее впечатление. Завладеть умами граждан ему удается настолько хорошо, что стало возможным превратиться в самого могущественного диктатора, которого знала история Кореи.
С особой силой восхваление «Великого Вождя, Солнца Нации, Железного Всепобеждающего Полководца, Маршала Могучей Республики» начинается с 1972 года, когда с чрезвычайной помпой было отпраздновано его шестидесятилетие. Если до этого пропаганда личности Ким Ир Сена в общем не выходила за те рамки, в которых удерживалось восхваление И.В. Сталина в СССР или Мао Цзэдуна в Китае, то после 1972 года Ким Ир Сен стал, безусловно, самым прославляемым руководителем современного мира. Все достигшие совершеннолетия корейцы были обязаны носить значки с портретом Ким Ир Сена, эти же портреты помещаются в каждом жилом и служебном помещении, в вагонах метро и поездов.
Главная тема северокорейской пропаганды – это, конечно, Ким Ир Сен, его жизнь и заслуги перед страной. «Воспитание любви к Вождю» (или, иначе говоря, насаждение культа личности Ким Ир Сена) во всех официальных документах рассматривается как важнейшая задача пропаганды. Методы этого воспитания были некогда заимствованы из СССР, но нынешняя северокорейская пропаганда оставила далеко позади сталинские образцы. С конца 1970-х годов большое внимание уделяется и пропаганде личности Ким Чжон Ир – сына Ким Ир Сена, который официально провозглашен его приемником и «продолжателем великого чучхейского революционного дела». Не только средства массовой информации, но и кинематограф, театр, литература неустанно подчеркивают, что уже с ранней юности Ким Ир Сен стал Великим Вождем корейского народа, который обязан ему всем.
Пожалуй, официальная пропаганда сыграла решающую роль в становлении вождизма. Она затрагивает даже религиозные чувства корейцев.
Патерналистские идеи о «правителе – отце народа», столь популярные в конфуцианстве, обычны и в северокорейской пропаганде. Ким Ир Сен изображается как мудрый и заботливый отец, не оставляющий вниманием своих подданных.
По всей стране разбросано великое множество памятников Ким Ир Сену. Фактически Ким Ир Сен и члены его семьи - это единственные люди, памятники которым можно увидеть в КНДР. 16 апреля, в день рождения северокорейского руководителя ( а этот день является главным праздником КНДР) эти памятники становятся местом обязательного паломничества местного населения. Все корейцы обязаны в этот день придти к той статуе Ким Ир Сена. что расположена по близости от их дома и, совершив перед ней несколько поясных поклонов, возложить к ее подножию букет цветов.
Правитель в Северной Корее – это не просто вождь- это божество, объект всеобщего поклонения.
Одной из характерных черт северокорейского общества является всеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизни корейца. По видимому, не будет особым преувеличением сказать, что Северная Корея – наиболее контролируемое общество современного мира.
КНДР, к несчастью большинства ее жителей, находится на стадии тотального политического и информационного контроля, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе – и нехваткой объективной информации о том, как же там осуществляется контроль над населением.
В этой стране нет ни Интернета, ни спутникового телевидения, никакой другой связи с внешним миром. Выросло поколение корейцев, которое не знает ни о каком другом государственном строе, кроме существующего, для них это единственно правильное и справедливое правление.
Застой, отсутствие потрясений и изменений в какую-либо сторону помогают вождизму сохранять свои позиции в обществе.
Северокорейское общество очень консервативно и замкнуто. Правления Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира можно рассматривать как единый этап в истории страны. При передаче власти не изменились ни методы управления, ни структура государства, ни отношения народа к своему вождю. Личность Ким Чжон Ира следует рассмотреть для того, чтобы понять, какие меры были приняты его отцом для передачи ему своей власти.
К концу правления Ким Ир Сена Северная Корея превратилась в аристократическое государство, в котором «знатность» происхождения играла едва ли не решающую роль в доступе к должностям и богатству.
Около 1970 г. начинается стремительное продвижение Ким Чжон Ира по служебной лестнице. После назначения Ким Чжон Ира, которому тогда был всего 31 год, в 1973 г. заведующим отдела пропаганды ЦК ТПК и введения его в феврале 1974 г. в состав Политбюро, намерения Вождя-отца передать власть по наследству стали явными.
В 1980 г. на VI съезде КПК Ким Чжон Ир был провозглашен наследником своего отца, «продолжателем великого чучхейского революционного дела», а пропаганда начала восхвалять его сверхчеловеческую мудрость с той силой, с какой раньше она воспевала только деяния его отца. В течение 1980-х г.г. происходила постепенная передача контроля над важнейшими областями жизни страны в руки Ким Чжон Ира и его людей (или тех, кого пока такими считают). Наконец, в 1992 г. Ким Чжон Ир был назначен Верховным Главнокомандующим северокорейскими вооруженными силами и получил звание Маршала (одновременно сам Ким Ир Сен стал Генералиссимусом).
Феномен корейского вождизма берет свои истоки в конфуцианстве, а закрепляется благодаря тотальному контролю над обществом, его замкнутостью, а так же существенной роли официальной пропаганды, восхваляющей подвиги вождей. Зародившись в середине двадцатого века, вождизм в Северной Корее дошел до наших дней практически без изменений. При таком же течении событий в будущем Северная Корея может превратиться в агрессивно настроенное государство-секту, которое будет готово совершить любое распоряжение вождя – диктатора.
Изучение вождизма в Северной Корее и его анализ – одна из приоритетных задач для отечественной политологии, так как Россия является чуть ли не единственным посредником между КНДР и остальным миром. Задачи нашей внешней политики – это преодоление изолированности и замкнутости КНДР от остального мира.
Данные биографии Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира были взяты из статьи, напечатанной в книге А.Н. Ланькова «Северная Корея: вчера и сегодня». – М., Восточная литература, 1995.
Глава II. Вождизм в наши дни.
2.1. Фидель Кастро. Вождь острова Свободы
Фидель Кастро сегодня – один из самых известных политических деятелей на мировой арене. Навряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать тот факт, что в течение четырех последних десятилетий этот человек, вознесенный на политический Олимп Кубинской революции, по-прежнему не перестает восхищать неиссякаемой силой духа, интеллектуального таланта и способностью, вопреки всем препятствиям, добиваться поставленных целей.
Ф. Кастро – плоть от плоти кубинского народа. Он – великий латиноамериканец, выдающийся лидер третьего мира, национально-освободительного и революционного движения. Уже сегодня его имя по праву стоит в одном ряду с такими легендарными личностями современной истории, как Хо Ши Мин, Джавахарлал Неру, Мао Цзэдун, Гамаль Абдель Насер, Нельсон Мандела. Его вклад в формирование нынешней политической картины мира, менталитета лидеров развивающихся государств трудно переоценить.
В нашей стране Куба всегда вызывала большой интерес. О ней было написано немало книг в эпоху советско-кубинского сотрудничества. Однако, как ни парадоксально, до сих пор опубликовано очень мало биографических исследований о Ф. Кастро.
Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. Он не покидает своего народа от начала революции до сегодняшних дней. Феномен вождизма на Кубе – это результат естественного единения правителя со своим народом в течение долгого срока времени.
Рассмотрим, какие шаги делал Кастро для сближения с кубинскими гражданами и почему заслужил такую всенародную любовь.
Кубинцы хотели свободы и независимости. Кастро возглавил революцию и дал им то, к чему они стремились. После свержения старого строя нужно было создавать новый, и лидер Кубы, учтя требования народа, начал строить социализм. Большая его заслуга в том, что он проанализировал опыт тринадцати уже существовавших социалистических государств и, увидев их недостатки, принялся за осуществление собственной модели социализма.
Кубинцы не ощущают себя отлученными от управления страной. На первых этапах создания нового государства Фидель практиковал прямую демократию. Миллионные митинги порой играли роль всенародного веча. На них происходило одобрение и обсуждение идей развития государства.
Характерно, что на Кубе начиная с 1976 г. во время выборов всех уровней соблюдается принцип выдвижения большего числа кандидатов по отношению к числу мест, т.е. выборы носят альтернативный характер[4]. Этого в то время не было ни в какой другой социалистической стране. Широкая гласность при подсчете голосов также способствовала обеспечению демократического характера избрания депутатов во все инстанции. Гласность и открытость придают кубинцам большую веру в своего вождя.