Смекни!
smekni.com

Формирование многопартийности в Республике Беларусь (стр. 2 из 4)


2.2. Состав партий
Надо признать, что наиболее массовыми являются партии коммунистов (их в республике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянская партия, Белорусская партия женщин "Надзея". Какова политическая ситуация в этих партиях и насколько влиятельны они в обществе?
С ноября 1996 года в республике две коммунистические партии: Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), которую возглавляет С. Калякин и Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) во главе с В.Чикиным.
Разница между ПКБ и КПБ до сих пор ясна далеко не всем.
Раскол во всегда отличавшемся монолитностью коммунистическом движении вызвал много вопросов, кривотолков и комментариев.
Следует отметить, что наличие коммунистической многопартийности в некоторых странах — это не исключение, но действуют они слаженно. Например, в России восемь коммунистических партий, все они находятся в оппозиции к режиму Ельцина, и отличие между ними состоит лишь в том, какую тактику борьбы с президентом избрать. В Беларуси ситуация складывается по-другому.
В чем различие между двумя компартиями?
Их лидеры объясняют это по-своему. По мнению секретаря ЦК ПКБ В.Новикова, главное различие состоит в том, что "Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) находится в оппозиции к внутриполитическому курсу Президента Беларуси, курсу на капитализацию республики, а Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) полностью его поддерживает" Лидер ПКБ С.Калякин утверждает, что "КПБ не является политической партией, так как она создана при помощи государства", "в партию Чикина пошли те, кто предан своей должности и беззаветно любит Президента" и "создана она для дискредитации и ликвидации ПКБ"Первоначально разногласия у коммунистов возникли по тактическим вопросам: с кем объединяться и против кого выступать. Потом эти разногласия переросли в идеологические.
Программные документы двух партий почти не отличаются, они очень близки.
По словам Секретаря ЦК КПБ В.Чикина, стратегическая цель партии — построение коммунистического общества, а приоритетной задачей партии является восстановление обновленного СССР, и как один из возможных шагов к этому — преобразование Парламентского собрания Союза Беларуси и России в двухпалатный Парламент Союза.
А члены ПКБ, исходя из программных заявлений, свою историческую миссию видят в необходимости "защищать трудящихся, Советскую власть и построить социализм".
В.Чикин указывает еще на несколько различий в программах партий:
"Во-первых, мы придерживаемся той точки зрения, что собственность должна оставаться чисто государственной. А в ПКБ склоняются к капитализму, построенному по либеральной модели.
Во-вторых, в ПКБ считают возможным для достижения целей использовать тактику сближения с БНФ, с другими правыми буржуазными партиями, а для нас это невозможно ни при каких обстоятельствах".
Возможны ли варианты объединения коммунистов двух партий? По суждениям их лидеров, высказанных в печати, это невозможно.
Хотя, как утверждает В.Чикин, "мы политическая сила, с которой сегодня вынуждены считаться наши оппоненты", В.Новиков, называя КПБ "партией власти", "придворной", полагает, "что объединение с такой партией принесет только вред".
Празднования 150-летия "Манифеста Коммунистической Партии" и 100-летия I съезда РСДРП в марте 1998 года еще раз продемонстрировали, что белорусским политикам еще далеко до нормального диалога. Идейные наследники РСДРП так и не сумели договориться о совместном праздновании общего "дня рождения".
Следует отметить, что одна из самых популярных два года назад левых партий — Аграрная — медленно движется в политическое небытие. Политисполком Аграрной партии в конце марта текущего года заявил о непринятии позиций бывшего своего руководителя С.Шарецкого и высказался за лишение его полномочий представительствовать в каких-либо структурах от имени партии. Не подает признаков жизни и оставшаяся без лидера Белорусская социалистическая партия. После назначения В.Кузнецова послом в Китай партия практически бездействует.
Поэтому, анализируя состояние дел на "левом фланге", правомерен вывод, что партиям "левой" ориентации далеко еще до реализации пожелания, высказанного Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко в октябре 1997 года на 34 съезде КПБ, о том, чтобы "левое движение в республике было сформировано как единое мощное движение, с которым бы считались" Что касается политических сил, претендующих на место в "центре" политического спектра, то здесь налицо процесс раздробления, "разброда и шатаний".
В рядах социал-демократов давно нет единства.
Образованный в мае 1995 года "Социал-демократический союз" (СДС) на базе ПНС, БСДГ и партии ВЕС, не просуществовал и года. В итоге одна из трех входивших в него партий исчезла с политической арены, а на месте двух других появились по меньшей мере три новые, каждая из которых сейчас объективно слабее, чем были БСДГ и ПНС до объединения.
В июне 1996 года в результате раскола часть членов Белорусской социал-демократической Громады (БСДГ) во главе с Н.Статкевичем объединилась с активно поддерживающей Президента Республики Беларусь Партией народного согласия (ПНС). В январе 1997 года по просьбе Статкевича Минюст ликвидировал БСДГ и зарегистрировал Белорусскую социал-демократическую партию "Народная Громада" (БСДП-НГ), в состав которой вошли и известные в республике политики: М.Гриб и Г.Таразевич. По мнению значительной части руководства БСДГ, достаточных юридических оснований для ликвидации партии не было, поэтому они образовали в марте 1997 года оргкомитет по возрождению БСДГ, председателем которого был избран С.Шушкевич. В настоящее время в Министерство юстиции поданы документы для регистрации партии "Белорусская социал-демократическая Громада".
Лидер ПНС Л.Сечко, заявив о выходе из "Социал-демократического союза", зарегистрировал в мае 1997 года новую партию под названием "Социал-демократическая партия народного согласия (ПНС).
В СМИ активно обсуждались дела белорусских социал-демократов, их споры за "первородство", причины раскольнической деятельности их отдельных лидеров.
Секретарь ЦК "Народнай Громады" М.Гриб, считая нецелесообразным образование еще одной партии социал-демократического направления, сожалеет, что "С.Шушкевiч з прычыны свайго амбiцыйнага характару, расколвае беларускую сацыял-дэмакратыю i тым самым фактычна садзейнiчае iнтарэсам кiруючай наменклатуры" С.Шушкевич убежден, что "социал-демократическое движение в Беларуси предельно ослаблено альянсами руководителей БСДГ с пропрезидентскими антидемократами типа Сечки, Долголева, Пашкевича и их марионеточными организациями"
Несмотря на существующие разногласия среди социал-демократов, проявляет наибольшую активность лидер партии "Народная Громада" Н.Статкевич.
С.Шушкевич окрестил Н.Статкевича "горе-руководителем". Однако последний неустанно рождает очередные "нестандартные" идеи объединения демократических сил не только в республике, но и в масштабе стран СНГ. Известны его попытки создания антикризисного комитета, который провел только одно заседание, политического блока "Социал-демократический союз" вместе с Белорусской партией труда, который распался. Поэтому очередные "идеи" Н.Статкевича воспринимаются политиками из других партий не без иронии.
К центристским демократическим партиям, согласно их программных документов, относится Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с С.Гайдукевичем. Надо признать, что ни одна партия в республике не имеет столько печатных изданий (две республиканские газеты: "Республиканские ведомости. Правда Гайдукевича" и "Либеральная газета", а также три региональные).
В 1996 году создан Либерально-демократический белорусский союз молодежи, а в 1997 году зарегистрированы Женская Либеральная ассоциация и Либерально-демократическое женское правозащитное движение.
По словам председателя партии С.Гайдукевича, "либеральные демократы медленно, но верно превращаются в серьезную политическую силу".
Хотя, судя по публикациям в прессе (а преобладают скандальные материалы о криминальном прошлом белорусских либерал-демократов и заграничных "вояжах" ее лидеров), активных действий партия не предпринимает. Да и газета "Правда Гайдукевича" в последнее время выходит крайне нерегулярно.
В отличие от "левых" и "центра", "правые" партии и движения оказались более "рачительными" хозяевами.
Во-первых, они прагматично использовали свой временный союз с отдельными представителями левых сил: Партией коммунистов Белорусской и Аграрной партией.
Во-вторых, БНФ всерьез занялся организационной работой и в начале осени 1997 года инициировал создание своих собственных молодежной организации и женского движения.
Однако в руководстве БНФ уже давно нет единства по вопросу о тактике деятельности. Это продемонстрировал очередной съезд БНФ, который состоялся в июне 1997 года.
Руководство БНФ раскололось на две группировки: "позняковцев" и "внутрипартийную оппозицию" во главе с Ю.Ходыко. Следствием их противостояния стал процесс потери управляемости организацией, который низвел партию БНФ до уровня карликовых партий.
В СМИ было опубликовано немало материалов о "междоусобных разборках" и "банальных интригах" за лидерство внутри БНФ, а также их принципиальных разногласиях с лидерами партий, входящих в "объединенную оппозицию", в частности, ОГП.
З.Позняк, уловив тенденцию падения авторитета БНФ, некогда влиятельной оппозиционной силы, и объективно оценивая развитие событий в республике, в письме из эмиграции руководству БНФ отметил, что в последнее время в среде белорусской оппозиции наблюдается "паралич сил".
"Ситуация обретает черты политического болота и никуда не движется. Еще полгода такого паралича — и Белорусский народный фронт как серьезная оппозиционная сила перестанет существовать и будет вытеснен на периферию общественной жизни"
Спасая сложившееся положение, руководство БНФ выработало новую политическую линию, предложив развить "мирное белорусское освободительное движение", состоящее из пяти стратегических направлений деятельности. Главные из них: акции по сбору подписей за отставку президента и получения гражданства Белорусской Народной Республики (БНР).
Проведение этих акций изначально обречено на провал, так как они не только нежизненны и нереальны, но и свидетельствуют о глубоком кризисе в рядах оппозиционной партии Белорусского Народного Фронта.
Подтверждают этот вывод и материалы многочисленных социологических исследований.
По результатам мониторинга, проведенного в декабре 1997 года, 55 процентов опрошенных заявили о своем доверии институту президентства, который полностью отождествляется с личностью А.Лукашенко.
Высокий рейтинг Президента А.Лукашенко, который с осени 1994 года держится на уровне 50 процентов — бесспорный социологический факт.
При этом следует отметить, что белорусское общество является достаточно стабильным. Подавляющее большинство населения сохраняет верность консервативным традициям в отношении к власти и экстремальные формы противостояния официальной политике (массовое неповиновение) находят отклик лишь у 5 процентов населения.
Поэтому планы оппозиции на массовые выступления в перспективе представляются безосновательными.
Политические игры, затеянные вокруг "наследства БНР", а также предложения стать гражданами нового государства, в котором Рада БНР объявит досрочные выборы в парламент и ликвидирует институт президентства, не имеют под собой никаких правомочных оснований.
Особую роль среди оппозиционных партий занимает Объединенная гражданская партия (ОГП), которая образовалась в 1995 году в результате объединения Объединенной демократической и Гражданской партий. Программа и Устав партии определяют ее как политическую партию либерально-консервативной направленности. ОГП можно назвать кадровой партией, в ее составе много известных белорусских политиков, она достигла определенных популистских успехов.
В канун годовщины со дня проведения ноябрьского 1996 года референдума, лидеры ОГП в союзе с депутатами бывшего Верховного Совета тринадцатого созыва, состоящими в других партиях, инициировали проведение процедуры импичмента Президента, завершить которую у них не было юридических оснований.
10 ноября 1997 года было объявлено о создании новой гражданской инициативы — "Хартии—97", основной целью которой ее инициаторы считают восстановление Конституции 1994 года, а главным средством для достижения этой цели — создание эффективной системы коллективной защиты прав и свобод каждого гражданина.
Надо признать, что большие надежды, возлагаемые лидерами ОГП на "Хартию-97" не вполне оправдываются. В результате оперативного социологического исследования в декабре 1997 года на вопрос: "Знаете ли Вы о существовании такой общественной инициативы, как "Хартия-97"?" — в целом по республике
71,4 процента опрошенных ответили отрицательно.
В феврале текущего года созданный по решению собрания депутатов бывшего Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва Национальный исполнительный комитет (НИК) во главе с Г.Карпенко заявил о себе, выступив с предложением "взять ответственность за судьбу страны на себя" и представив Концепцию и основные направления экономических реформ в Беларуси, которые были опубликованы в газете "Народная воля" 19 февраля 1997 года.
На ближайшую перспективу ОГП, являясь стержнем оппозиционных партий, одной из важнейших задач оппозиции видит в усиленной подготовке к президентским выборам, которые, как считает Политсовет партии, должны состояться в 1999 году.
В принятом заявлении ОГП обратилась ко всем демократическим партиям и общественным объединениям республики, выступающим за восстановление в стране конституционной законности, с предложением о согласовании единой кандидатуры от демократических сил на выборы Президента Республики Беларусь и создании объединенного штаба по их подготовке.
Но, как известно по материалам СМИ, инициативу ОГП не поддерживает руководство партии БНФ, которое выступает против выборов по действующей Конституции.
Член ОГП А.Лебедько, призвавший недавно оппозицию сделать "пять шагов к единому кандидату", по сути, констатировал, что пока такого лидера нет.
К тому же руководители оппозиционных партий по причине личных амбиций с трудом идут на компромисс.
Как отмечал секретарь ПКБ В.Новиков, "практически любой лидер, даже самой мелкой партии, хочет стать президентом. И не ниже ("БДГ", 20.11.97 г.).
Поэтому перспектива объединения оппозиционных партий в единый политический блок, а также выдвижение единой согласованной кандидатуры на пост Президента были трудноразрешимыми.
Так, могли ли рассчитывать на успех нынешние демократические партии?
Социологи прогнозировали, что у демократов шансов мало.
По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в декабре 1997 года, за кандидатов БНФ стали бы голосовать лишь 13,5 процента, а за ОГП — 6,1 процента избирателей. Такой же результат ожидает и их лидеров: на президентских выборах за Позняка стали бы голосовать только 7,4 процента противников Лукашенко, за Карпенко — 5,1 процента, за Гончара и Шушкевича — по 4,2 процента (остальные лидеры набирают еще меньше).
Для сравнения: за А.Лукашенко на новых президентских выборах готовы голосовать 45,4 процента респондентов.
По результатам социологических рейтингов последних двух лет в числе наиболее влиятельных политических партий и Белорусская партия женщин "Надзея". Это, пожалуй, одна из немногих партий, среди руководства которой отсутствуют амбиции и борьба за лидерство. Популярности этой партии способствуют и более 20 женских организаций, действующих в республике. Несмотря на различную политическую ориентацию, они сотрудничают, разрабатывают общие программы и участвуют в совместных акциях. И это вселяет оптимизм и вызывает доверие у населения.