Дипломатическая академия при МИД РФ
Реферат
по курсу “Россия в мировой политике”
на тему: “Черногорский феномен”
Выполнил:
Зенкин Денис Владимирович,
д/о 1 курса, 1 потока, 2 группа.
Москва-1996
Несомненно, внимание каждого, изучавшего историю международных отношений на Балканах, привлекало небольшое государство, расположенное в районе Скадарского озера, между сегодняшними Боснией и Герцеговиной, Сербией и Албанией.В действительности - чем же так замечательна эта страна? Почему мы выбрали именно ее объектом нашего изучения и анализа? И к чему такое броское, шокирующее название? В чем состоит этот феномен? Ответ, как зачастую случается, не так прост. Для полного и исчерпывающего анализа проблемы сначала обратимся к фактам исторического, географического, религиозного и этно-национального содержания.
Черногория. Республика в составе СР Югославии, В большей части представляет собой высоко поднятое плоскогорье, почти лишенное текущих по поверхности вод и почвенного покрова (лишь примерно 8,2% территории страны пригодно для земледелия). Это плоскогорье несколько опущено в центре и возвышено по краям. К Адриатике оно обрывается крутым уступом, образующим краевые горы (Ловчен).На юге долины рек Морача и Зеты вдаются далеко вглубь этого плоскогорья. В районе слияния Морача со Скадарским озером простирается равнина Подгорицы, представляющая собой то голые каменистые пространства, то распаханные для земледелия участки. Горные массивы запада Черногории являются не столько высокими, сколько труднопроходимыми. На востоке горы выше, однако они доступнее и сложены глинистыми сланцами. Их склоны покрыты редкими лесами, преимущественно буковыми, на возвышенных плоскогорьях имеется много мелких озер. Наиболее низменной частью Черногории является равнина у Скадарского озера, ныне активно использующаяся для земледелия.
Основа экономики страны - сельское хозяйство (горнопастбищное животноводство на альпийских и субальпийских пастбищах, в меньшей мере - посевы зерновых, субтропическое плодоводство и виноградарство), добывающая промышленность (незначительные месторождения бокситов, свинцово-цинковых и алюминиевых руд), тяжелая промышленность (черная металлургия, машиностроение), деревообработка (около 19% территории страны покрыто лесами). Население сосредоточено в городах, наиболее многочисленные их которых - Подгорица (бывш.Титоград), Цетинье (столица до 2-ой мировой войны), Никшич (центр черной металлургии), а также в высокогорных котловинах, в низменности около Скадарского озера и по ступеням террас горных рек.
В римскую эпоху территория нынешней Черногории входила в состав Иллирийской провинции под названием Диоклея. В VII в. область была заселена дуклянами (славянами, ветвью сербской этнической группы), которые в скором времени попали под влияние византийской культуры и почти одновременно с сербами приняли христианство в форме православия. В IX в. ими было основано княжество Дукля, которое в конце того же века было завоевано Византией. С XI в. область стала называться Зетой, по одноименному названию притока р.Морача. Бывшая с 1042г. независимой, в конце XII в. она вошла в состав Сербского королевства Неманичей. Однако после битвы на Косовом поле в 1389г. Зетская жупа, охватывавшая современную Черногорию и Северную Албанию, вновь стала самостоятельной. Управляемая наследственными жупанами (Бальшичи с 1356г. по 1421г., Черноевичи с 1427г. по 1516г.) Зета представляла собой типичное феодальное государство, в котором весьма существенную роль играла местная православная церковь. Во внешнеполитическом аспекте история этого государства сводилась к борьбе с турками и венецианцами, взаимное соперничество которых способствовало сохранению им самостоятельности в течении всего XV в. Лишь в конце XV в. турки захватили плодородные равнинные области Зеты, включив их в состав Османской империи, и в 1484г. вынудили Урноевичей удалиться в неприступные области страны, названные Cŕna Góra (букв. “черный, дремучий лес”). С тех пор название “Черногория” вытесняет “Зета”.
Несмотря на официальное включение Черногории в состав Османской империи (в Скутарийский санджак) в 1499г. и удаление последнего жупана Джорджа в Венецию, население горных районов сохранило фактическую независимость и образовало своеобразную теократическую республику под главенством владык, митрополитов Черного Леса. В результате развития феодальных отношений в Черногории образовались, наряду со стойким патриархально-родовым укладом жизни горцев, феодальные поместья, владельцы которых для упрочения своего положения принимали ислам (как известно, согласно законам Османской империи, землей мог владеть лишь мусульманин). Таким образом, борьба крестьянства и православной церкви против феодалов, происходившая в течении всего периода XVI-XVII в., носила как национально-освободительный, классовый, так и религиозный характер.
Пришло время остановиться и сделать небольшое лирическое отступление, касающееся религиозного вопроса на Балканах, приобретшего особую остроту в последние годы. На мой взгляд столь широкое распространение ислама стало возможно за счет двух основных источников. Во-первых, безусловно, часть населения, в первую очередь землевладельцы, переходили в ислам, дабы сохранить свои права. Феодалы по-прежнему продолжали взимать барщину и подати, содержали вооруженную дружину, сохранили на местах судебную власть. Кроме того, они получили новые привилегии, поскольку давали Османской империи значительное число прекрасных воинов. Однако в то же время подавляющее большинство крестьян оставалось в христианстве. Таким образом еще больше усиливался авторитет православной церкви, в которой широкие массы видели не только свою веру, но и символ своего национального достоинства, объединяющую доминанту борьбы против Османской империи. Во-вторых, что также немаловажно, переход в ислам наблюдался и в среде так называемого “коренного” населения. Это довольно скользкий вопрос, поэтому сразу обмолвлюсь, что своим мнением я ни в коей мере не претендую на истину в конечной инстанции. Иллирийцы, ветвь кельтской этнической группы, древнейшие известные науке обитатели территории запада Балканского полуострова, ныне известны под именем “албанцы”. Малоизвестным термином “памак” в болгарском языке называются исповедующие ислам “болгары”[1]. Как отмечает ряд видных ученых, это - сохранившиеся остатки когда-то населявших территорию современной Болгарии южных славян, большинство которых было инкорпорировано пришлыми кочевниками тюркской этнической группы болгарами. Оба реликта по приходу турок с радостью приняли ислам. Сложно абсолютно точно ответить на вопрос “почему?”. Но мое предположение основывается на желании “коренного” населения наконец-то показать “пришлым”, что и на их улице может быть праздник. Они активно сотрудничали с Османской империей, за что пользовались ее благосклонностью.
Интересен и другой вопрос. Почему же мусульманство в рамках бывшей Югославии было сконцентрировано именно в Боснии и Герцеговине? Одной из причин можно, безусловно, назвать национальную политику Тито, согласно которой “зайцы должны жить в одной клетке, а ежи в другой”. Таким образом провозглашенная национальность “мусульмане” искусственно концентрировалась именно в Боснии и Герцеговине, области, с исторически преобладающим мусульманским населением. Второй, весьма существенной причиной, было то, что в Боснии наблюдалось массовое принятие ислама не только в среде феодалов, но и среди свободных крестьян. Именно поэтому религиозный вопрос после ухода с Балканского полуострова Османской империи в Боснии не мог быть решен также банально, как это было сделано в Черногории, Македонии, в некоторой степени в Сербии и в Болгарии. Боснийские мусульмане не были столь малочисленны и слабы, чтобы их так просто перебить.
Национально-освободительная война в Черногории, особо обострившаяся в начале XVIII в., привела в 1703г. к резне так называемых потурченцев (черногорских мусульман). Восстание возглавлялось представителями богатого знатного рода Пéтровичей Нéгошей. В результате происшедших волнений омусульманенные феодалы лишились своих владений и в большинстве переселились в азиатскую часть Османской империи. Земля перешла в руки крестьянских общин (родов, семей) и церкви, которая вплоть до окончания 2-ой мировой войны продолжала играть весьма заметную роль в политической жизни государства.
В 1684г. антитурецкий союз во главе с Австрией, Венецией и Польшей вовлек в борьбу с Османской империей и Черногорию. В 1685г. Черногория добилась фактически полной независимости, что, однако, признано султаном не было. Были восстановлены тесные торговые отношения с Венецией, которая в конце XVII в. стала все более усиливать свои экономические и политические позиции в Черногории, основывая в ней свои фактории и наводняя ее своими торговыми агентами и чиновниками. С конца XVII в. Черногория становится значительным фактором в ближневосточной политике европейских держав, как важный стратегический пункт и торговый узел. Существенную роль начинают играть интересы черногорской церкви и духовенства, определявших политику ставших наследственными духовных владык Черногории из рода Петровичей Негошей, стремившихся к захвату адриатических портов и плодородных равнин, которые могли бы обеспечить страну продовольствием.
В начале XVIII в. завязываются сношения Черногории с Россией. В 1715г. Черногорский владыка Данило едет в Россию и получает первую субсидию, ставшую позднее регулярной[2]. Черногорские владыки все чаще ищут покровительства у России, что стало особенно заметно после падения Венецианской республики в 1797г. О популярности России свидетельствовала попытка Степана Малого установить светскую власть в Черногории, выдав себя за российского императора Петра III, якобы бежавшего от заговора в Черногорию[3].