Смекни!
smekni.com

Экономическая политика консервативного правительства М. Тэтчер (стр. 2 из 3)

Предельная налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена 25 %. Высшая ставка на доход от капиталовложений, введенная раньше лейбористами, составляла 98%, то есть означала почти конфискацию крупных доходов. Теперь она была понижена до 75%. Это означало значительное увеличение чистой прибыли, которой монополии могли теперь распоряжаться как угодно, в том числе и для технического обновления и расширения производства.

Крупный бизнес торжествовал. Но не забыли и мелких предпринимателей. Раньше дивиденды облагались налогами, начиная с 1700 фунтов стерлингов, теперь – только с 5 тысяч. По некоторым подсчетам, несколько тысяч мелких фирм (всего около 1,5 млн. человек) освобождались от уплаты налогов и могли расширять и модернизировать за этот счет свои предприятия.

Уменьшение налогов создало брешь в бюджете. По одним данным она равнялась 3,5 млрд. фунтов стерлингов, по другим – 4,5 млрд. Как эти средства возместить? Прежде всего, были увеличены косвенные налоги путем повышения так называемого ВАТа – налога на добавленную стоимость, то есть налога, который приплюсовывался к цене продаваемого товара. Он был увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог бил прежде всего по карману рядового покупателя, повышая главным образом цены товаров повышенного спроса.

Реакция англичан, первые итоги.

Тэтчер и члены ее кабинета министров знали, что бюджет будет непопулярным. " Это пакет крутых мер. Но необходимость в крутых мерах вызвана тем положением, которое мы унаследовали". Премьер- министра тревожило возможное усиление инфляции в результате резкого увеличения НДС, но, в общем, и целом пакет соответствовал ее обещаниям, что ее радовало. Она не хотела оставлять какой бы то ни было неясности в отношении своих намерений, ее бюджет был призван сыграть роль холодного душа. Озноб был неизбежен, но наконец-то дело пойдет к спасению Англии.

В самом бюджете была заложена идея повышения стоимости жизни. Но Тэтчер полагала, что англичане переживут это, надеясь на лучшее будущее. Однако в течение первого года ее правления инфляция выросла больше, чем вдвое, безработица также увеличилась почти вдвое.

Англия была обеспокоена потоком дурных новостей. Но правительство не дрогнуло. Во втором бюджете было предусмотрено дальнейшее сокращение госассигнований, прежде всего на развитие соц. сферы, и в то же время мелкому и среднему бизнесу предоставлялись новые льготы. Он освобождался от ВАТа, что уменьшало налоги с него. Были предусмотрены льготы на создание новых предприятий в так называемых зонах промышленного упадка.

Все хуже и хуже. Третий бюджет.

Еще более важным (но тяжелым для рядовых англичан), дававший новый импульс развитию, был третий бюджет правительства Тэтчер. История его достаточно любопытна, чтобы остановится на ней подробнее.

В январе 1981 года Тэтчер пригласила на должность главного экономического советника профессора Алана Уолтерса – одного из главных архитекторов монетаризма. По его совету были внесены некоторые изменения в антиинфляционную политику. Уолтерс предложил, в частности, сократить займы, которые шли на расходы по государственному сектору, на 4 млрд. фунтов стерлингов. Тэтчер возмутилась и накричала на него: «Вы – теоретик, а не практик. Попробуйте пойти с этим предложением в палату общин».

Тэтчер пригласила к себе в резиденцию Хау, главных сотрудников министерства финансов, Уолтерса и продиктовала основные направления нового бюджета. Главным в нем было еще большее увеличение косвенных налогов, в том числе на бензин и машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. По всем кейнсианским теориям, во время упадка экономики правительство должно увеличивать расходы. Но Тэтчер отвергла теорию Кейнса и выдвинула прямо противоположное кейнсианству решение – увеличить налоги и сократить расходы.

Социальные условия английских трудящихся продолжали катастрофически ухудшаться. Касалось ли это вопросов безработицы, преступности, Северной Ирландии или здравоохранения – во всех областях дела шли все хуже. Вся политика тэтчеризма вела к росту безработицы, и понадобилось, как – то объяснить стране, почему безработица становится проблемой номер один. Тогда Тэтчер выдвинула теорию, согласно которой в первое время реформы еще не дают эффективных результатов и рост безработицы неизбежен. Английское общество должно «перетерпеть» первый период новых мероприятий правительства.

Было бы, однако несправедливым утверждать, что правительство Тэтчер не принимало мар к увеличению занятости, и недооценивать трудность этой задачи. Правительство разработало специальную программу увеличения числа рабочих мест, и намеченные им мероприятия представляют интерес и для нашей страны в свете проводимых экономических реформ. Была одобрена программа учебы молодежи на 400 тыс. в год. Правительство утвердило также программу преждевременного выхода на пенсию, по которой к весне 1982 года до срока ушло на пенсию около 130 тыс. человек. Оно стимулировало также расширение количества мест за счет перевода части рабочих на неполный рабочий день или неполную неделю. Эти меры в некоторой степени способствовали уменьшению роста безработицы и приспособлению рабочей силы к нуждам новых, модернизированных отраслей промышленности.


Часть III.

Самый сильный премьер – министр.

В первый срок правления Тэтчер только начала претворять в жизнь программу монетаризма. Но доказать преимущества своих экономических планов ей за первые четыре год не удалось. Мешали многие факторы: общий упадок экономики в странах Запада, включая Англию, фактор времени. Тэтчер не раз говорила, что 4 года – слишком малый срок для реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере, 8 – 10 лет. Теперь она их получила, и потому второе премьерство было решающим для политики тэтчеризма. И первое, с чего Тэтчер начала, - это укрепление своего личного влияния в кабинете и партии, усиление авторитарного режима, устранение всего и всех, кто мешал, по мнению премьера, осуществлению ее планов. Препятствием для осуществления экономической программы Тэтчер считала деятельность профсоюзов по отстаиванию социальных прав трудящихся. В своей монетаристской программе на первое место она ставила резкое сокращение инфляции и «обуздание» профсоюзов.

Внешняя экономическая политика в Европе

Сообщение о победе консерваторов вызвало нескрываемую радость в Общем рынке. Но Тэтчер сразу рассеяла их иллюзии на тот счет, что консервативное правительство пойдет на уступки странам ЕЭС. На первой же встрече руководителей стран – членов ЕЭС она потребовала пересмотра суммы взносов в казну ЕЭС и значительного уменьшения доли Британии. Она требовала, чтобы взносы Англии в бюджет ЕЭС были уменьшены на огромную сумму в 1 млрд. фунтов стерлингов. Англичане были против неоправданно больших расходов на сельскохозяйственную политику ЕЭС. Только в мае 1980 года после длительных и болезненных переговоров партнерам удалось достичь компромисса, узнав о результатах (очень благоприятных для Англии) Тэтчер осталась недовольной.


Заключение.

Тэтчер изменила лицо Британии

Такими словами подвел итоги десятилетия еженедельник «Обсервер». Пресса сравнивала Британию конца 70-х годов с Британией десять лет спустя. Великобритания, некогда бывшая мастерской мира, ко времени прихода Тэтчер к власти на пятое место среди великих держав. Абсолютный объем промышленного производства не увеличивался. Раньше англичане считались одной из самых богатых наций. К концу 70-х годов все изменилось, и Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку, занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Сама Тэтчер говорила, что тогда стоял вопрос не о том, есть ли будущее у Англии, а о том, поддается ли она вообще управлению. Тэтчер решила «встряхнуть страну».

Что же удалось ей сделать за десятилетие? Результаты нагляднее всего видны при сравнении с достижениями других государств – соперников Британии. Темпы роста британской экономики составляли за это время 5%. Это больше, чем добились все остальные страны мира, за исключением Японии. Это было настолько хорошо и выгодно, что Япония и ФРГ стали изыскивать возможности для расширения своих капиталов в британскую промышленность, в особенности обрабатывающую, т.к. производительность в этой отрасли росла быстрее, чем во всех остальных странах.