Смекни!
smekni.com

Этнополитические конфликты (стр. 2 из 5)

Российское государство приветствовало и поддерживало крещение иноверцев, стимулируя формирование метаэтнического христианизированного русскоязычного имперского пространства. Столь же усиленно поощрялся переход инославных христиан (т.е. католиков и протестантов) в православие. Такие установки дореволюционной империи позволили сложиться мнению, что этнический компонент был привнесен в российское политическое сознание коммунистическим режимом, а до него общество находилось в состоянии почти полной этнополитической индифферентности. Об этом говорил А. Солженицин в своей знаменитой статье «Как нам обустроить Россию», оговариваясь насчет «прискорбного вопроса» - еврейского вопроса. Однако этнополитические напряжения в Российской империи отнюдь не исчерпывались им.

В обиходном словоупотреблении инородцами назывались все российские подданные неславянского происхождения. Но в строго юридическом смысле государство относило к инородцам 13 этнических категорий. Татары и мордва, например, не принадлежали к ним, равно как и латыши, литовцы, эстонцы. Очевидно, чтобы этнос не попал в категорию инородцев, должен был сработать один из двух критериев: цивилизованной близости (как с жителями западных окраин империи) или исторической давности включения в Россию (как с татарами).

Российская империя несла в себе Союз ССР. Так что коммунистический режим в этой области не совершил особого насилия над историей и геополитикой. Создание СССР стало этапом национально – государственного членения России как империи. Непрестанная территориальная экспансия превратила Россию в организм, ломавшийся под собственной тяжестью. В пространство, стягивавшееся имперским центром, включались огромные фрагменты иных культур, религий, жизненных стилей. Всю эту чересполосицу народов объединяла общая принадлежность к традиционной (доиндустриальной, «деревенской») цивилизации.

Реструктуированная империя приняла форму этнографической иерархии. По Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 г. Государство складывалось из национально-территориальных сообществ четырех уровней – союзных республик, автономных республик, автономных областей и автономных округов. Сталин в докладе, посвященном Конституции 1936 г., объявил, что в стране живут «около шестидесяти» наций и народностей.

Выступая на словах за всестороннее развитие народов, Сталин в практической политике стремился к «упрощению» национальной структуры страны, к созданию сугубо централизованного, улитарного государства. Вместо федерального союза с разделением полномочий между центром и республиками утвердилась унитарная система с сверхцентрализацией управления, подавлявшая малейшую самостоятельность, инициативу и предприимчивость населения республик. В результате национальные интересы Российской Федерации и других республик учитывались недостаточно, а подчас и попирались. Реальное существование многих (особенно малых) народов игнорировалось. Их не учитывали в переписях населения, они не были в высшем органе власти страны – Верховном Совете СССР. Депортации в 1941 – 1944 г.г. немцев, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, крымских татар нанесли существенный ущерб национальному развитию этих народов.

Двойственным и специфичным в сталинской системе было положение русского народа. Народ, составлявший в первое послевоенное десятилетие почти 55% населения страны и игравший ведущую роль во всех основных сферах ее жизни, был по существу более бесправен, чем другие народы .В силу многих причин в национальных районах РСФСР и страны на фоне быстрого роста национального самосознания исподволь развивалась русофобия, а русский народ в свою очередь утрачивал свою национальную самобытность к консолидации национальных сил.

Свои специфические проблемы копились в годы сталинизма практически у всех народов, входивших в Российскую Федерацию: у малых народов Севера, народов Сибири, горцев Северного Кавказа, поволжских народов. Разные формы советской национальной государственности (автономные республики, области, округа) во многом носили формальный характер, мало чем отличались по правовым возможностям от административных областей с русским населением.

Всевластные и частично республиканские министерства, исходя из своих планов и собственной стратегии, навязывали их автономным образованиям, мало считались с особенностями национальной культуры, наличием тех или иных объективных условий.

В начале 30 годов были введены паспорта с обязательной регистрацией этнической принадлежности. Это был первый этап навязывания этничности, которая рассматривалась прежде всего в качестве социально-учетного признака. Поскольку границы между союзными республиками не совпадали, подобная регистрация часто противоречила национальному самоопределению людей. Вопрос паспортной национальности нередко становился вопросом жизни и смерти. В трагическом положении оказываются дети от смешанных браков и их родители: им предлагается бесчеловечный выбор – либо отречься от «нечистокровного» родителя или супруга, либо покинуть родину. Большое количество беженцев из Закавказья – это именно смешанные семьи.

На территории России навязанная этничность играет с русскими злую шутку. По результатам последней переписи населения количество русских (точнее, лиц с паспортной национальностью «русский») сократилось на 10-15 млн. человек. Дело в том , что на протяжении последних десятилетий представители различных этносов, а так же дети от смешанных браков, в силу понятных причин регистрировались как русские.

Распад СССР. Противоречия и конфликты.

8 декабря 1991 г., не дожив двух недель до своего 69-летия, в одночасье распался СССР. Ушла в прошлое, расколовшись на полтора десятка кусков и продолжая крошиться, последняя и едва ли не самая гигантская в истории континентальная империя. Парадоксально, но факт : стоило чуть ослабнуть центру, и идеология государственного строительства, позволившая семь с лишним десятков лет назад повернуть вспять процесс крушения Российской империи, собрать ее из новых кирпичей-блоков – национально-государственных образований, скрепленных культурно-идеологическим цементом, - стала взрывать здание изнутри, превратилась в идеологию государственного распада.

Первыми выпали самые свежие кирпичи в кладке – государства Балтии. Затем стали вываливаться и другие блоки – республики Средней Азии. . Колосс, однако, продолжал стоять, и все бы ему нипочем, если разлом не пошел бы вглубь. Так называемые национально-государственные образования стали обретать черты реальной государственности, которой на деле они прежде никогда не обладали. Декоративный фасад стал трескаться, разваливая здание. Никому прежде не мешавший в силу своей «невзаправдашности» национально-территориальный принцип государственного устройства привел к неисчислимым бедам. Театральная бутафория вдруг приобрела плоть, а вместо клюквенного сока потекла настоящая кровь.

Сегодня создалась ситуация, когда самая многочисленная европейская нация находится в состоянии социальной, духовной, нравственной ущемленности. После развала Советского Союза в самом трудном положении оказался русский народ. От конфронтации М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, сегодняшней острой политической борьбы, от провалов и неудач в реформировании в первую очередь и больше других страдает русский народ, составляющий 83% всего населения страны. Процесс унижения России и русских продолжается и усиливается, что чревато серьезными последствиями.

Обострение межнациональных противоречий в бывшем СССР и современной России обусловлено причинами, которые имеют и глобальный характер и национально-специфический, обусловленный многообразием конкретных условий и факторов общественной жизнедеятельности.

Огромное значение в процессе становления государства имеет проблема границ. Масштаб этой проблемы сейчас, когда одновременно десятки тысяч километров административных границ были декларированы как государственные и будут постепенно в таковые превращаться, трудно вообразим. На это должны уйти многие годы, ведь требуются многочисленные взаимные согласования, определения и введение режима границ и т.д. Это масштаб количественный. Есть еще два момента качественных, неимоверно усложняющих работу. Это во-первых национальный характер границ или, точнее, активно навязывание сейчас национальное содержание их территориям. Все это происходит в условиях чрезвычайно пестрого этнического расселения, в стране, где более чем у сотни народов и народностей имеются «исконные» и благоприобретенные «свои» территории, а за последние 500 лет еще и многочисленные «очаги государственности», которые к тому же зачастую перекрываются. В условиях низкого уровня политической культуры, ориентации в течение долгого времени на силовые методы и решения сверху совмещение национальных конфликтов с конфликтами территориальными, социально-групповыми, имущественными и др. дает особо опасную смесь. Второй важнейший фактор – это крайне отягченная наследственность в виде беспрестанно менявшихся в советское время состава и границ политико-территориального и административного устройства всех уровней. Все это происходит на фоне гигантской полиэтничности, разноплеменности населения, причем разноплеменности как аборигенной, так и переселенческой разного времени.

Территория страны, или, точнее, бывшей страны, а сейчас «единого конфликтного пространства», далеко неравномерно охвачена территориально-этническими конфликтами. И поскольку эти конфликты связаны с мозаичностью, пестротой этнического расселения и подвижками-перекройками границ, логично ожидать, что наиболее конфликтно-опасными являются ареалы с относительно недавним или нарушенным национально- территориальным размежеванием.